Образование индийского национального конгресса. Формирование индийской буржуазии. Индийский Национальный Конгресс Причины образования индийского национального конгресса

Индийский национальный конгресс (ИНК) полностью доминировал в политике независимой Индии до 1969 года, когда от ИНК откололось консервативное крыло — Индийский национальный конгресс — Организация. Оппозиционным партиям и ранее удавалось добиваться контроля над более чем половиной мест в нижней палате парламента и легислатурах штатов, однако они не могли по ряду причин действовать скоординированно против ИНК. Считается, что успехи ИНК определялись её стратегией ориентации на ключевые фигуры в избирательных округах (преимущественно авторитетных представителей касты землевладельцев, опиравшихся на разветвлённую сеть кастовых, родственных и экономических связей, обеспечивавшую необходимые голоса на выборах).

Конгресс потерпел своё первое поражение в 1977 году. ИНК-Организация вошла в состав Джаната парти, а его лидер Морарджи Десаи стал премьер-министром. Новый раскол ИНК произошёл после поражения на выборах в 1977 году — начале 1978 года. Основная часть организации получила название Индийский национальный конгресс (Индира) — ИНК (И). В июле 1981 года Избирательная комиссия назвала новую партию И. Ганди «настоящим Конгрессом». На выборах 1980 года Конгресс (И) снова пришёл к власти. Он сохранил её на выборах 1985 года, но проиграл в 1989 году. Не набрав большинства в нижней палате на выборах 1991 года, Конгресс (И) сумел сформировать правительство меньшинства, начавшее либеральные экономические реформы. На выборах 1996 года Конгресс (уже без приставки «Индира») потерпел поражение и согласился поддерживать правительство коалиции левоцентристов — Объединённого фронта. В 1999 году на пост президента ИНК была избрана Соня Ганди; в этот же год партия набрала наименьшее за всю свою историю количество мест в нижней палате парламента, однако к 2002 году эта партия имела большинство мест во многих штатах Союза.

ИНК до 2004 года — наиболее влиятельная оппозиционная партия в индийском парламенте. Восстановлению влияния ИНК способствовала «антикоррупционная чистка» в руководстве партии и курс на повышение её «прозрачности». В Народной палате (14-й созыв) ИНК имел 145 мест, а возглавляемый им Объединённый прогрессивный альянс — 206. При внешней поддержке левоцентристов было образовано правительство меньшинства. На выборах 2009 года Конгресс получил 29 % голосов избирателей и 206 мест, а всего его блок провёл 262 своих кандидата. Манмохану Сингху удалось получить вотум доверия в нижней палате (322 голосов) за счёт внешней поддержки ряда партий, и 22 мая 2009 года он вновь стал премьер-министром.

Современный Конгресс — это партия, открытая для представителей разных религий, этносов и каст, придерживающаяся умеренной центристской (левоцентристской) позиции. ИНК финансируется крупными индийскими индустриальными корпорациями и пользуется поддержкой в Северной и Центральной Индии. Членами ИНК являются более 10 миллионов человек. Управляется эта организация коллегиально.

Левую часть индийского политического спектра (левее ИНК) занимают социалистические, социал-демократические и коммунистические партии. Наиболее известные из них — Коммунистическая партия Индии (КПИ; основана в 1925 году; в прошлом имела просоветскую ориентацию; насчитывает в своём составе до 500 тысяч членов (по другим данным, 445 тысяч); в предыдущей Народной палате контролировала 10 мест), Коммунистическая партия Индии (марксистская) (возникла в 1964 году в результате раскола КПИ; насчитывает в своём составе от 600 тысяч человек (по другим данным, 450-500 тысяч); добивается устойчивых результатов в Западной Бенгалии и Трипуре, контролируя правительства этих штатов; в предыдущей Народной палате располагала 43 голосами, имея третью по численности фракцию), Социалистическая партия (Самаджвади парти, воссоздана в 1992 году; контролировала в предыдущей нижней палате 38 мест) и др. Выборы 2009 года принесли левым партиям неудачу. КПИ получила 4 места, КПИ (М) — 16, а Социалистическая — 23. Если Социалистическая партия вышла на третье место по численности мест, то КПИ (М) откатилась на 8-е место, а КПИ на 15— 17-е. Тенденция дробления и неустойчивость блоков и коалиций (на национальном и региональном уровнях) свойственны и этим партиям (но в меньшей степени, чем правым).

Правый спектр занимают либеральные, консервативные и религиозные партии. Среди них выделяется Бхаратия джаната парти (БДП; Индийская народная партия). Она ведёт свою историю от Индийского народного союза (Бхаратия джана сангх; 1951-1977 годы), который вошёл в состав образованного в 1975 году и выступавшего против политики И. Ганди Народного фронта (Джаната фронт), преобразованного в единую партию Джаната парти в 1976 году. На выборах 1977 года новая партия одержала ошеломляющую победу, но уже в 1979 году в ней произошёл раскол, и руководство Джана сангх взяло курс на создание новой национальной партии (1980 год), ориентировавшейся на выражение интересов преимущественно мелких и средних предпринимателей (то есть фактически городских жителей-индуистов, принадлежащих к среднему классу и высшим кастам), а также выступавшей за проведение политики, способствующей привлечению иностранных инвестиций. Значительных электоральных успехов она добивается с конца 1980-х годов благодаря ставке на индуистский национализм, хотя в последнее время БДП декларирует верность принципам национализма (см. ниже), равного уважения всех религий и хиндутвы (индусскость). В 2004-2009 годах в нижней палате БДП располагала 136 местами, на выборах 2009 года завоевала 116 мест (имеет статус главной оппозиционной партии).

Радикальной индуистской партией является «Шив Сена», образовавшаяся в Западной Индии. В предыдущем созыве она имела 12 мест (8-я по численности фракция), в 15-м — 11 (10-я по численности фракция).

Помимо Джана сангх, в Джаната парти вошли также Бхаратия лок дал (Индийская народная партия, или БЛД), Социалистическая партия, Индийский национальный конгресс-Организация и Конгресс за демократию. Отсутствие организационного единства, политические амбиции и вспышки коммунального насилия привели к скорому падению партии и новым выборам, восстановившим власть ИНК (И). Одна из отколовшихся частей Джаната парти оформилась как новая партия — Лок дал (в переводе с хинди — Народная партия), в которую вошли в основном члены бывшей Бхаратия лок дал и социалисты. Лок дал участвовала в нескольких коалициях и добивалась определённого успеха (лидер партии Чаран Сингх даже претендовал в 1979 году на пост премьер-министра). В 1988 году В. П. Сингх создал новую партию — Джаната дал (Народная партия), куда вошла Лок дал и ряд фракций других центристских образований. На выборах 1989 года возглавляемый Джаната дал Национальный фронт (в блок вошел ряд региональных партий левоцентристского типа) добился 141 места в Народной палате, а П. Сингх, получивший внешнюю поддержку коммунистов и БДП, стал премьер-министром. Вскоре после прихода к власти партия раскололась, после чего последовали новые расколы. В результате сейчас в парламенте присутствуют Джаната дал (объединённая) (её лидеры — Д. Говда и И. Гуджрал были премьер-министрами в 1996-1998 годах), Джаната дал (светская) (ведущая партия штата Карнатака), Раштрия Джаната дал (ведущая партия штата Бихар) и Биджу Джаната дал (ведущая партия штата Орисса).

Всего в нижней палате индийского парламента после выборов 2004 года присутствовало 38 партий (только 10 из них контролировали более 10 мест) и политических объединений (групп), а также 5 независимых депутатов. После выборов 2009 года в парламенте насчитывалось 36 партий и 9 независимых депутатов.

контрольная работа

1. Индийский Национальный Конгресс

Важнейшим событием политической истории Индии колониального периода стало создание в 1885 г. Первой общеиндийской буржуазно-националистической организации - Индийского Национального Конгресса (ИНК), объединившего существовавшие в различных районах Индии общественно-политические ассоциации, представлявшие интересы национального предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. Открытость конгресса по отношению ко всем социальным кастовым и этноконфессиональным слоям превращала его из организации, обратившей интересы узкой прослойки формирующейся национальной буржуазии, в широкое объединение, представляющее собой своеобразный социальный конгломерат. Регинин А.А. Индийский Национальный конгресс. М., 1978., с. 36.

Созданный как оппозиционная организация колониальному режиму, ИНК в своей организационной структуре и практической деятельности имитировал партии в метрополии и способствовал привитию на индийскую почву британских институтов и нор политической жизни.

В деятельности ИНК отчетливо обозначились два направления - либеральное (С. Банерджи, Д. Наороджи, М. Гокхале, К.Т. Теданг) и радикальное (Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, А. Гхош, Л.Л. Рай). Различия между так называемыми «умеренными» и «крайними» вытекали из неодинаковой трактовки задач национально-освободительного движения.

ХХ столетие было отмечено в Индии обострением социально-экономических и политических противоречий и активизацией низших прослоек городских и сельских слоев. Раздел Бенгалии в 1905 г. И широкое движение протеста, всколыхнуло население Индии, привели к радикализации политических настроений, массовому подъему национального движения и выдвижению лозунга «сварадж» (самоуправление) и «свадеши» (национальное производство).

Радикализация под воздействием взглядов «крайних» умеренных лидеров Конгресса выразилась в принятии на ежегодной сессии ИНК в Калькутте в 1906 г. резолюции, провозглашающей целью партии завоевание для Индии статуса доминиона, предполагавшего полную автономию во внутренних проблемах.

Наряду с общеиндийским требованием предоставить Индии статус доминиона, с начала ХХ в. отчетливо проявляется стремление наиболее развитых общенациональных общностей к самоопределению и объединению их территории в пределах одной административно-политической единицы.

Полиэтничность индийского общества объективно предполагала зарождение национальных движений на региональном уровне и создание организаций, представляющих интересы отдельных народов. Сложная конфессиональная структура способствовала формированию общественно-политических организаций, отражавших требования религиозных общностей и считавших недостаточным свое участие в деятельности общеиндийского Конгресса. В 1906 г. в Британской Индии была создана организация, призванная представлять интересы многомиллионной мусульманской общины - Мусульманская Лига. Мусульманская Лига проявляла лояльность в отношении британских властей и выступала с идеей введения для мусульман специальной курии на выборах в муниципалитеты и законодательные собрания. Райков А.В. Пробуждение Индии. М., 1968., с. 137

Вслед за метрополией Индия оказалась вовлечена в Первую мировую войну, что обозначило новый этап в политической жизни Индостана.

В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А. Гхош) отошли от политической борьбы, третьи (Б.Ч. Пал) стали переходить на более умеренные позиции. Лидеры же умеренных, возглавлявшие Конгресс, в обстановке усилившейся активности подпольных революционных организаций спешили заявить о своей лояльности к английскому колониальному режиму. Национально-освободительское движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака: Сб. ст. М., 1958., с. 92.

В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. В 1914 г. после окончания срока заключения был освобожден Б.Г. Тилак. Под определенным давлением властей, а также из тактических соображений Тилак сделал заявление о лояльности к английской власти в Индии, осудив выступления террористов. Тилак и его сторонники возглавили движение гомруля, т.е. за самоуправление, инициатором которого была руководительница индийского Теософского общества Энни Безант. Весной 1916 г. Тилак основал в Пуне Лигу гомруля, которая стала формой объединения его сторонников. В течение 1916 г. лиги создаются в разных центрах Индии, а осенью того же года в Мадрасе основана Всеиндийская лига гомруля во главе с Э. Безант.

Успешное проведение массовой агитационной кампании укрепило позиции Тилака в национальном движении. В то же время умеренность его политических позиций, с одной стороны, и рост оппозиционных настроений внутри Национального конгресса -- с другой, создавали объективные предпосылки для соглашения Тилака с руководством Конгресса, во главе которого стояли Г.К. Гокхале и Ф. Мехта. В результате переговоров, происходивших в 1915--1916 гг., из устава Конгресса были исключены ограничения, введенные в 1912 г., что дало возможность крайним во главе с Тилаком воссоединиться с Конгрессом на съезде в Лакнау в 1916 г. На этом же съезде была одобрена деятельность лиг гомруля. Регинин А.А. Указ. соч., с. 116.

На лакнауском съезде Конгресса произошла консолидация всех основных, действовавших легально, сил национального движения. Помимо воссоединения двух фракций Конгресса было достигнуто соглашение с Мусульманской лигой, к руководству которой в это время пришли новые силы.

В мае 1917 г. вице-король Индии Челмсфорд поставил перед английским правительством вопрос о необходимости внести определенные коррективы в английскую политику в Индии. В 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией, известный под названием реформ Монтегю -- Челмсфорда.

Законом предусматривалось некоторое расширение состава избирателей в центральное (1% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законодательные собрания. В нижней и верхней (Государственный совет) палатах Центрального и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций для занятия постов руководителей (министров) департаментов здравоохранения, просвещения некоторых других второстепенных ведомств колониальной администрации.

На внесение раскола в ряды индийских националистов было направлено и важное положение реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Такая структура власти, в которой выборное начало и ограниченная ответственность министров-индийцев перед законодательными собраниями сочетались с автократической властью вице-короля и его представителей -- губернаторов провинций, получила название «диархия» (двойственное управление). Пытаясь расширить свою социальную базу в Индии, английский колониализм одновременно принимал меры по укреплению аппарата подавления национально-освободительного движения в стране.

«Закон Роулетта», который был издан 18 марта 1919 г. Новый закон предусматривал, в частности, право вице-короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда. Эта политика «кнута и пряника», которой следовал английский империализм в Индии с начала XX в., потерпела провал. Ни реформа Монтегю -- Челмсфорда, ни «закон Роулетта» не смогли задержать подымавшуюся волну национально-освободительной борьбы. Райков А.В. Указ.соч., с. 152.

Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК. Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе. Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций.

1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения. Ее подготовка и проведение осуществлялись Ганди и его последователями в тесном сотрудничестве с халифатистами. Халифатское движение, начатое по инициативе индийской мусульманской интеллигенции и мусульманского духовенства, проходило под знаком защиты прав турецкого султана, который считался халифом -- духовным владыкой всех мусульман-суннитов, включая и мусульман Индии. Параллельное развитие халифатского движения и кампании гражданского неповиновения создавало благоприятные возможности для установления сотрудничества и единства в освободительной борьбе двух основных религиозных общин -- индусов и мусульман.

Но Мусульманская Лига, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатское движение.

Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях. Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921--1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая -- так называемые противники перемен -- состояла из сторонников Ганди. Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч.Р. Дас.

В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди -- Ч.Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса.

В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса.

Точная характеристика расстановки сил внутри конгресса дана в «Автобиографии» Дж. Неру: «Ни одна из существовавших в то время в рамках Национального конгресса групп - ни сторонники участия в законодательных органах, ни противники изменения политической программы - не привлекала меня. Первая из них явно сворачивала в сторону реформизма и конституционализма, которые, по мнению, могли, завести лишь в тупик. Противники перемен…были лишены активного начала. Однако у них было одно преимущество. Они поддерживали связь с крестьянскими массами, в то время как свараджисты в законодательных советах были всецело поглощены парламентской тактикой». Неру Дж. Автобиография / Гопал С. М., 1955., с. 135.

Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. Это привело к появлению левого течения, отражавшего в первую очередь интересы мелкобуржуазных кругов, поддерживавших Конгресс. Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889--1964) и Субхас Чандра Бос (1897--1946).

К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения -- достижении пурна свараджа (полной независимости). Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.

Со второй половины 20-х гг. налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х - начала 30-х гг. социальный экономический межэтнический индусский

В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж. Неру и С.Ч. Бос. На съезде конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.), председателем которого был избран Дж. Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской компании гражданского несотрудничества. Руководителем ее стал М.К. Ганди. Съезд подтвердил решимость ИНК добиться конечной цели национальной борьбы - полной независимости.

В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11 пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям. Компания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1981. М., Т.2. (письмо 109).

5 марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля (Пакт Ганди -- Ирвин), по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.

1934 г. Ганди формально выходит из ИНК. Руководство Конгресса вернулось к сварджистам, развернувшим подготовку к участию в выборах. Накануне выборов в конгрессе произошли изменения. Группа правых во главе с М.М. Малавией вышла из него, образовав националистическую партию. В 1934 г. внутри ИНК создана еще одна фракция Конгресс-социалистическая партия под руководством Джайпракаша Нарайяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Третья группировка во главе с А. Патвардханом и Р.М. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма.

Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. С.Ч. Бос с группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.

2. Деятельность Мусульманской Лиги

Мусульманская националистическая партия во главе с Ансари, выступившая за единство действий с ИНК, была немногочисленна и не пользовалась особым влиянием в среде индийских мусульман. Остальные же мусульманские организации - как более авторитетная и крупная Мусульманская Лига во главе с М.А. Джинной, так и менее значимые Всеиндийская мусульманская конференция во главе с Ага-ханом и группа М. Шафи, отколовшаяся от Лиги, негативно относились к гандистским методам борьбы, будучи приверженцами умеренного конституционализма.

Отход от ИНК консолидировал мусульман: на Аллахабадской сессии Лиги 1930 г. Джинна и Шафи воссоединились. Большинство мусульманских политиков отказывалось обсуждать вопросы будущего конституционного вопроса до решения индусско-мусульманской проблемы. Мусульманам-конгрессистам все труднее становилось находить общий язык с лидерами Мусульманской Лиги.

12 ноября 1930 г. открылась I конференция «круглого стола» в Лондоне. В ней приняли участие с индийской стороны Мусульманская Лига, Хинду маха сабха, Федерация либералов, князья и федерация «неприкасаемых». ИНК бойкотировал конференцию, отклонив предложение участвовать в ней. Поддубный В.К. Идеология и политика Индийского Национального Конгресса 1917-1947 гг., М. 1989. с. 105.

Мусульманская Лига выдвинула «14 пунктов», главным из которых были требования проведения реформ в Синде и создания полноправной, имеющей Законодательное собрание Северо-Западной пограничной провинции. В случае их удовлетворения она о своей готовности к политическому диалогу с представителями других политических сил Индии. Отказ делегации Хинду маха сабха обсудить «14 пунктов» Лиги помешали выработке общей точки зрения. Нежелание английской стороны в отсутствии Конгресса проводить переговоры было расценено мусульманскими лидерами как признание ИНК ведущей политической силой Индии, а Лигу - второстепенной организацией. На конференции не было принято никаких конструктивных решений.

II конференция «круглого стола» состоялась в сентябре 1931 г. Для ее проведения было создано три подкомитета: по вопросам федеральной структуры Индии, по делам меньшинств и по реформам в Северо-Западной пограничной провинции. На конференции, в центре внимания которой оказалась проблема гарантии прав малых народностей, религиозных общин и каст, наметилось два кардинально различных подхода к общинному вопросу. Поддубный В.К. Указ.Соч., с. 126.

Конгресс рассматривал разрешение общинной проблемы в качестве венца конституции, предусматривающей самоуправление, Мусульманская Лига - как ее фундамент, что предполагало необходимость решения всех спорных проблем индусско-мусульманских отношений до определения нового государственного статуса страны. При этом Мусульманская Лига не настаивала на обязательном сохранении куриальной системы выборов, считая возможным урегулировать общинную проблему путем резервирования определенного числа мест в центральных и провинциальных органах за мусульманами.

Отсутствие единства и взаимопонимания между политическими силами Индии позволило англичанам взять разработку нового закона об управлении Индией в свои руки.

В результате выборов Индийский национальный конгресс одержал победу в 8 провинциях из 10 («кроме Пенджаба и Бенгалии) и сформировал там провинциальные правительства. Правда, в 1938 г. Конгресс и Мусульманская лига создали коалиционные правительства в Ассаме и Синде.

Вместе с тем закон 1935 г. осложнил отношение двух основных конфессиональных общностей - индусов и мусульман. Во-первых, он поставил их в соревновательные отношения на выборах и, во-вторых, создал автономные провинции с преобладанием мусульманского населения, подготовив фактически почву для последовавшего через десятилетие раздела Британской Индии. Поражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. (получение Лигой 109 мест в законодательных собраниях провинций из 482, предназначенных для мусульман; формирование лишь в четырех провинциях из 11 коалиционных правительств при участии Лиги) заставило ее руководство пересмотреть свои позиции. Поддубный В.К. Указ.Соч., с. 147-148.

На очередной сессии Лиги в Калькутте в 1938 г. М.А. Джинна выступил с заявлением, что отныне его партия будет строить свои отношения с конгрессом на основании «полного равноправия», а не на правах религиозного меньшинства. Условием возможного диалога должно быть признание Конгрессом права Лиги представлять всех мусульман Индии.

Растущая обособленность индийских мусульман была обусловлена не только развитием изоляционистических теоретических установок их лидеров на базе роста мусульманского национализма. Она была вызвана последовательной политикой англичан, нацеленной на внесение раскола в национально-освободительное движение, ростом активности индусских коммунистических сил, выступавших за создание индусского государства, и проявлениями антимусульманских настроений среди части конгрессистов.

В создавшейся обстановке руководство Мусульманской лиги попыталось укрепить свои позиции за счет главного политического соперника -- Национального конгресса. В декабре 1939 г. Лига объявила о проведении в стране кампании «освобождения от ига Конгресса» (после ухода в отставку провинциальных конгрессистских правительств), однако это движение не приняло массового характера.

Сепаратистская позиция руководства Мусульманской лиги в значительной степени предопределила дальнейшее развитие политической борьбы в стране. Политика Мусульманской лиги играла на руку англичанам, уже давно сделавшим ставку на разжигание индусско-мусульманских противоречий.

Поскольку неуступчивость руководства Национального конгресса была подкреплена начавшимся массовым антиимпериалистическим движением, английское правительство оказалось вынужденным обратиться к руководству национальным движением с новыми предложениями. 10 января 1940 г. вице-король выступил в бомбейском «Восточном клубе» с заявлением о том, что после войны Индии будет предоставлен статус доминиона с учетом интересов князей, а также меньшинств, но при сохранении ответственности Англии за оборону страны в течение последующих 30 лет.

Американская война за независимость

В создавшейся обстановке Континентальный конгресс, возобновивший свою работу 10 мая 1775 года, принял на себя функции центрального правительства колоний, объединив в одном лице законодательную и исполнительную власть...

Индийский национальный конгресс во главе массового движения гражданского неповиновения

Первая мировая война привела к социально-экономическим сдвигам в Индии, которые вызвали новое, еще более сильное...

История профсоюзного движения

Всемирный конгресс профсоюзов проходил в Париже с 25 сентября по 9 октября 1945 года. В его работе приняли участие представители профсоюзов 56 стран, которые объединяли 67 млн. трудящихся. Его главная задача состояла в основании ВПФ...

Кризис российской общественной системы накануне 1917 года

Национальный вопрос также выделяется многими исследователями в качестве важной внутренней причины революции. До сих пор и западные, и российские демократы называют Российскую империю колониальной тюрьмой народов...

Население Немецкой слободы во второй четверти XVIII века

Этот раздел нацелен на рассмотрение национальной принадлежности населения Немецкой слободы. И главным источником информации послужила вновь переписная книга 1747 года. Большинство исследователей сходятся во мнение...

Обострение национальных противоречий в последней четверти ХХ века. Предпосылки распада СССР

В 1985 г. в СССР был провозглашен курс на «перестройку», «гласность», «ускорение» и «общественное обновление», понимаемые как признаки демократизации общества...

Политика самодержавия Александра III

Национальная политика самодержавия в 80 - 90-е годы выражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в русификации национальных окраин и распространении на них общеимперского административно-политического управления...

Политическая деятельность Махатма Ганди

Для политической деятельности Ганди, как и для его предшественников - выдающихся индийских мыслителей, националистов Свами Вивекананды, Локаманьи Тилака, Ауробиндо Гхоша...

Социально-экономическое развитие Китая в 1918-1927 гг.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию и китайского капитализма. Капиталистическая перестройка китайского народного хозяйства...

Татары Среднего Урала в XVI-XIX веках

В XIX в. общая численность нерусского населения во всех уральских губерниях заметно возросла. Особенно значительным было увеличение татаро-башкирского населения. Если в среднем по стране в это время годовой прирост населения равнялся 0,8%...

Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.)

белорусская государственность октябрьская революция Начатое новой властью радикальное общественное переустройство затронуло и сферу национальных отношений...

Колониальные власти, напуганные ростом политической активности индийской буржуазии, поспешили убрать "либерального" вице-короля лорда Рипона и на его место назначили нового вице-короля лорда Дафферина (18841-888 гг.), прославившегося расправами над народом Египта.

С 1885 г. национальное движение в Индии принимает еще более широкий размах. Лозунги, провозглашенные два года назад, во время агитации за национальный фонд, были выдвинуты вновь на страницах индийских газет - стали появляться статьи, призывавшие создать новую индийскую национальную ассамблею для защиты политических интересов миллионов индийцев, независимо от веры, расы и касты.

В связи с тем, что каждая ассоциация выражала зачастую не всеиндийские, а интересы своей провинции, перед всеми ассоциациями Индии встала задача: объединиться и сотрудничать под руководством Всеиндийской ассамблеи, которая в структуре должна была напоминать британский парламент. Целый год на страницах индийских газет шло обсуждение плана создания всеиндийской национальной организации. Был выдвинут ряд предложений и поправок к плану, но сходились в одном: создание Всеиндийской ассамблеи является острой необходимостью, назревшим требованием дня.

Как же относились английские власти к активизации национального движения в Индии и к проектам создания всеиндийской единой организации? К 80-90-м годам стала очевидной постепенная утрата Англией промышленной гегемонии. В стране все более усиливалась безработица. Национально-революционное движение в Ирландии, конфликт с Россией в Средней Азии, война с Египтом - все это требовало колоссальных средств, в то время как бюджет Англии сводился с большим дефицитом. Было очень неспокойно и в самой Индии. Даже ничтожные уступки Рипона показались англо-индийской колонии европейцев в Индии чрезмерными, однако подавлять силой стремление индийцев к созданию своей всеиндийской политической организации было опасно. Надо было найти спокойный и безопасный выход.

Оценив внутреннее положение в стране, англо-индийское колониальное правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки. Оно все более убеждалось в том, что для упрочения своего господства целесообразно содействовать политической консолидации индийской буржуазии, с тем, чтобы направить ее деятельность к тесному сотрудничеству с Англией. Причем, идя на показные уступки либеральной индийской буржуазии, английские колонизаторы провели ряд мероприятий, направленных на раскол национального движения по религиозной линии и разжигание национальной розни между индусами и мусульманами. Все чаще газеты сообщали с новых кровавых индо-мусульманских погромах. В июне 1884 г. стало известно об образовании в Калькутте ассоциации "Гоаракшини сабха" ("Общество защиты коров"). Официально было объявлено, что ассоциация создана для улучшения условий жизни коров, как священных животных и их защиты. На деле это религиозное общество мелкобуржуазные демократы (впоследствии их возглавил Б.Г. Тилак) хотели использовать для защиты своих прав и интересов от посягательств английских колонизаторов, создать себе надежную опору среди индийского народа. Английским же колонизаторам основание этого общества послужило лишь поводом для новых кровавых индусско-мусульманских провокаций.

Вице-король Индии Дафферин продолжал политику своего преемника лорда Рипона, направленную на сближение с либеральной верхушкой индийского общества.

Опасаясь присоединения национальной буржуазии и интеллигенции к крестьянским движениям и роста их дальнейшей активизации, лорд Дафферин осуществил некоторые аграрные реформы. В то же время вице-король предусмотрительно решил взять под контроль все национальные организации. Разработкой проблемы создания легальной отдушины для деятельности индийской буржуазии и интеллигенции занялся Аллан Октавиан Юм, отставной английский чиновник, прослуживший в правительстве Индии 30 лет. Юм считал, что нужна такая политическая организация для индийской буржуазии, которая могла бы, путем дарования мелких реформ, создать иллюзию мощного национального парламента, сохранив при этом неприкосновенность колониального строя в Индии. Юм провел несколько бесед с видными политическими деятелями национального движения в Индии С. Банерджи, Д. Наороджи и др. Одновременно он консультировался с Дафферином о том, каким должен быть "открытый и конституционный источник для разрядки возрастающего возбуждения...". Осенью 1885 г. по возвращении из Англии, где он советовался с Рипоном, Брайтом и другими либералами, Юм начал подготовительную работу по созыву конференции, которая должна была получить название "Индийский национальный конгресс".

В конце 1884 г. английские колонизаторы решили с помощью крупных помещиков создать новую политическую организацию под названием "Национальный союз магараджи сэра Дожендры Мохана Тагора". Но эта попытка провалилась, так как встретила взрыв возмущения не только против англо - индийского правительства, но и против индийских помещиков.

В том же году в Мадрасе теософы провели конференцию, на которую прибыли 17 представителей от различных провинций Индии, чтобы "обсудить идею создания всеиндийской организации". Председатель теософов полковник Олко заявил, что эта конференция явится "зародышем будущего парламента в Индии". Однако, попытка южно-индийских либералов возглавить национальное движение в стране также потерпела неудачу. В это же время в Калькутте была основана организация "Индийский союз", которая должна была стать прообразом Индийского национального конгресса. Отмечалось, что "бесспорная лояльность к британской короне является основной целью этой организации". От имени индийских либеральных организаций Бенгалии, Махараштры, Мадраса по инициативе "Индийского союза" в Англию была послана делегация для передачи петиции в английский парламент с требованиями пересмотра системы колониального управления Индии и создания специальной комиссии для рассмотрения деятельности английских властей в стране.

В то время как бомбейские либералы вели подготовительную работу по организации всеиндийской конференции в Пуне, финансирование которой взяла на себя "Пуна сарваджаник сабха", бенгальские националисты, в свою очередь, тоже готовились к созыву всеиндийской конференции в Калькутте. Бенгальская буржуазия не хотела уступать руководство в национальном движении бомбейским либералам.

Индийская пресса с восторгом встретила вторую всеиндийскую конференцию. Газета "Индиан нэйшн" писала: "Конференция открывает эру в истории индийского политического объединения". А "Индиан спектатор" отметила, что "вопрос о представительном правительстве в Индии становится теперь вопросом ближайшего будущего". Требования, выдвинутые либералами на калькуттской конференции мало чем отличались от требований, выдвинутых на конференции в Бомбее. Но бомбейская всеиндийская конференция была более представительной, чем Калькуттская. В ходе работы она была переименована в Индийский национальный конгресс; основанная и утвержденная на конференции общеиндийская организация получила то же название, I сессия Индийского национального конгресса. Большинство делегатов I сессии Индийского национального конгресса составляли члены провинциальных, законодательных советов, Верховного суда, муниципальных советов, редакторы и издатели крупнейших газет. Это были руководители и члены провинциальных ассоциаций.

Всего в работе сессии участвовало 72 представителя, причем, из них было два мусульманина (Р.М. Саяни и А.М. Дхариши - члены бомбейского муниципального совета, видные общественные деятели Бомбея). Конгресс должен был стать представительной ассамблеей всей Индии, "...фактически же, он не представлял никого, кроме правящих классов".

Президентом I сессии Национального конгресса единогласно был избран С. Банерджи, делегат от Калькутты - "замечательный политический деятель" Индии.

Президентский адрес Банерджи, в отличие от президентских адресов последующих сессий Конгресса, был краток. С. Банерджи выразил удовлетворение, что на I сессии Конгресса присутствуют представители крупнейших президентств, "выдающиеся люди этой страны, чье присутствие повысит вес и достоинство заседаний".

Цели и задачи Конгресса были сформулированы в следующих пунктах:

  • 1) способствовать личному знакомству и дружбе между наиболее выдающимися деятелями Индии, находящимися в различных частях страны;
  • 2) искоренить, путем личных контактов, провинциальные предрассудки в отношении к любящим страну людям, развивать и укреплять чувство национальной солидарности, которое зародилось в памятное правление лорда Рипона;
  • 3) после окончания сессии издать отчет, в котором будет изложено мнение образованных классов Индии по наиболее важным и неотложным вопросам;
  • 4) определить линии и методы работы индийских политических деятелей в течение ближайшего года".

Эти четыре пункта показывают, насколько умеренны были требования либеральной буржуазии. Она преследовала лишь одну цель - создание общеиндийской организации, поэтому в президентском адресе индийцы призывались к "национальной солидарности".

С. Банерджи прямо говорит, что судьбы Индии должны обсуждать лишь "образованные и обеспеченные классы", т. е. представители национальной буржуазии.

Всего на первой сессии Национального конгресса было обсуждено и принято единогласно 9 резолюций.

В первой резолюции отмечалось: "Конгресс искренне рекомендует, чтобы расследование работы индийской администрации, здесь и в Англии, было доверено королевской комиссии, адекватно представленной индийцами, чтобы свидетельские показания были собраны и в Англии, и в Индии".

Конгрессисты просили назначить смешанную комиссию из индийцев и англичан по расследованию работы индийской администрации.

Вторая резолюция касалась реформы Индийского совета при министре по делам Индии. В резолюции говорилось, что нынешний совет, состоящий из английских чиновников, должен быть распущен и взамен его создан новый, так как ни одна реформа индийцев, предложенная на рассмотрение Совета, не была пропущена английскими консервативными чиновниками.

В третьей резолюции наиболее ярко отразилась буржуазная сущность Конгресса. В ней индийская буржуазия потребовала изменения и расширения индийских законодательских советов в области законодательства, установления контроля над финансами и налогообложениями. Все требования индийской буржуазии и интеллигенции начались с обсуждения вопроса о бюджете. В резолюции Конгресса предлагалось передать бюджеты на рассмотрение провинциальных советов, а парламенту создать постоянный комитет, который рассматривал бы все законопроекты и реформы, представляемые провинциальными советами.

Получив право обсуждать бюджеты, провинциальные советы имели бы возможность контролировать и опротестовывать непомерные затраты колониальных властей за счет Индии.

Четвертая резолюция касалась вопроса увеличения возрастного ценза для допуска к конкурсным экзаменам индийцев, поступающих на гражданскую службу. Несмотря на неоднократные протесты всех ассоциаций различных провинций Индии, порядок экзаменов оставался неизменным. В резолюции Конгресс настаивал, чтобы возрастной ценз был не менее 23 лет и чтобы экзамены проводились одновременно в Англии и Индии.

В пятой и шестой резолюциях делалась попытка отстоять финансы от произвола английских колониальных властей. В седьмой резолюции индийцы протестовали против аннексии Верхней Бирмы в 1885 г. и отмечали, что она ложилась новым тяжким бременем на индийский бюджет.

Таким образом, резолюции I сессии Индийского национального конгресса касались лишь административных реформ и были весьма умеренными по отношению к английским колониальным властям.

Нужно отметить, что конгресс ни в одной резолюции не затронул вопросов развития индийского сельского хозяйства и улучшения положения индийского крестьянства. Эти вопросы, несмотря на всю их остроту, не обсуждались и в течение восьми последующих лет существования Конгресса.

Ни слова не было сказано о свободе и независимости Индии. Конгрессисты были против борьбы народных масс с колонизаторами и не ставили перед собой задачу ликвидации колониального режима. Вопрос об этом даже не поднимался в исследуемый нами период.

Индийский национальный конгресс был аристократической по составу, оторванной от народа организацией. Очень "долгий путь лежит до того времени, - отмечал индийский историк П. Датт, - когда Конгресс стал организацией, объявленной вне закона, преследуемой правительством, но зато пользующейся поддержкой миллионов преданных борцов за свободу Индии. Эта двойственность Конгресса красной нитью проходит через всю его историю: с одной стороны, линия сотрудничества с империализмом против "угрозы" массового движения; с другой стороны, попытка руководства массами в их национальной борьбе".

Несмотря на свою либерально-реформаторскую сущность и индуистский характер, первая сессия Индийского национального конгресса сыграла большую роль в пробуждении национального самосознания, политическом объединении индийцев, "в воспитании в них сознания необходимости национального единства".

Лидеры либерально-буржуазных организаций различных провинций получили возможность координировать деятельность этих организаций, учитывая всеиндийские интересы.

Образование Конгресса знаменует собой новый этап в истории национально - освободительного движения Индии. Основание политической организации в масштабе всей страны свидетельствовало о растущей экономической и политической зрелости индийской буржуазии, о наличии серьезных противоречий между ней и английскими колонизаторами.

В течение продолжительного времени партия "Индийский национальный конгресс" была умеренной буржуазно-помещичьей организацией. Лишь в годы первой мировой войны и особенно после ее окончания, Национальный конгресс превратился в массовую политическую организацию, когда в нее вошли представители радикально настроенной интеллигенции, мелкой буржуазии, рабочих и крестьян.

Индийский национальный конгресс (ИНК) (Congress, Indian National), гл. полит, партия Индии. Основанный в 1885 г. объединил представителей передовой интеллигенции страны, стремившейся принимать большее участие в управлении ею в сотрудничестве с англичанами и ежегодно проводивших съезды своих сторонников. Позднее, в 1907 г., партия временно раскололась на более умеренное крыло и экстремистов (во главе с Б.Г. Тилаком). После смерти Тилака в 1920 г. Конгресс под руководством М.К. Ганди создал сильную центр, орг-цию и развитую сеть отделений в пров. и р-нах, став крупной массовой партией, осуществлявшей полит, кампании за самоуправление и независимость. В 1937 г. ИНК без труда выиграл выборы в большинстве пров. (8 из 11), проводившиеся в соответствии с принятым англ, парламентом в 1935 г. законом об управлении Индией. В 1939 г. члены ИНК вышли из пр-ва, а мн. лидеры партии были арестованы (1941) за орг-цию антиангл, кампании под лозунгом "Прочь из Индии!". В 1945-47 гг. Конгресс вел переговоры с Великобританией о предоставлении Индии независимости. ИНК продолжал играть ведущую роль и в независимой Индии, во главе к-рой стоял премьер-мин. Джава.харлал Неру. После его смерти в партии началась борьба между "старой гвардией" (Синдикатом) и более радикально настроенными молодыми членами партии, лидером к-рых стала Индира "Ганди. В 1969 г. ИНК распался на две фракции, но И. Ганди скоро удалось снова их объединить. В 1977 г. он потерпел тяжелое поражение от Джанатапарти ("Народной партии") во главе с Морарджи Де-саи, ставшим премьер-мин. (1977-79). В 1978 г. Индира Ганди основала новую партию - "подлинно" Индийский национальный конгресс или ИНК(И) (где "И" означает "Индира"). В 1979 г. она привела эту партию к победе на выборах и снова стала премьер-мин. (1980). После убийства И. Ганди в окт. 1984 г. председателем ИНК (И) был избран ее сын Раджив Ганди (1944-91), он же стал премьер-мин. (1984-89). В мае 1991 г. также был убит.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

ИНК) - крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных провинциальных орг-ций вырабатывали общие резолюции, к-рыми и руководствовались в своей деятельности. В 80-90-е гг. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму. Он выражал гл. обр. интересы верхних слоев инд. буржуазии, националистически настроенных помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции. Его руководители - Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде, С. Н. Баннерджи и др. - требовали расширения участия индийцев в советах при вице-короле и губернаторах, предоставления этим советам права контроля над финансами и налогообложением, а индийцам - более широких возможностей для поступления на гос. службу. Вместе с тем деятельность Конгресса - первой общеинд. орг-ции - способствовала пробуждению нац. самосознания индийцев. На 15-й сессии Конгресса в дек. 1899 был принят устав (конституция) ИНК, в к-ром были также сформулированы осн. программные требования. Целью Конгресса провозглашалось "содействие конституц. средствами росту благосостояния народа Инд. империи". Ежегодные сессии партии стали выполнять функции верховного органа Конгресса; создавался центр. руководящий орган - Комитет ИНК. Организовывались провинц. к-ты Конгресса. Пред. ИНК избирался каждый год. В кон. 19 и нач. 20 вв. внутри ИНК сформировалось мелкобурж. демократич. направление, сторонников к-рого называли "крайними" (экстремистами). Это направление возглавили Б. Тилак, Б. Ч. Пал, Л. Л. Рай и др. "Крайние" выступали сторонниками активной борьбы против колон. ига и призывали к организации массового нац.-освободит. движения. На сессии ИНК в Сурате в 1907 произошел раскол между "крайними" и "умеренными". "Крайние" считали, что целью Конгресса должно быть достижение "свараджа" ("своего правления") путем организации массового движения. "Умеренные" утверждали., что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с англ. властями. Из 1600 делегатов ок. 900 поддержали "умеренных", а ок. 700 выступили в поддержку "крайних". Однако раскол ИНК оказался недолговременным. "Крайние" не смогли создать сплоченной орг-ции, часть из них стала отходить от своих принципов и смыкаться с "умеренными"; другие приняли участие в террористич. деятельности тайных заговорщич. групп. В то же время усиливавшаяся нац. буржуазия все более нуждалась в массовой поддержке своих требований перед лицом империализма и стремилась использовать растущее нар. движение в своих интересах. В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. лигой о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами". Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди, в 1915 вернувшийся в Индию из Юж. Африки. Под рук. Ганди ИНК стал проводить массовые кампании "ненасильственного несотрудничества" с англо-инд. властями и кампании "гражд. неповиновения" (см. Сатьяграха). В дек. 1920 на сессии Конгресса в Нагпуре был принят новый устав ИНК, к-рый более четко определял его как политич. партию. Целью Конгресса провозглашалось "достижение свараджа мирными и законными средствами". Всеинд. к-т ИНК (создан в 1912) составлялся из представителей к-тов провинций; был сформирован (из 15 человек, включая председателя, секретаря и казначея) постоянно функционирующий Рабочий к-т Конгресса. По новому уставу провинц. к-ты формировались не на основе терр. деления, введенного колонизаторами, а в соответствии с адм. делением по нац. признаку, к-рого добивался Конгресс. Ширившийся размах клас. борьбы и массового антиимпериалистич. движения испугал руководство Конгресса, которое, стремясь ограничить революционные выступления масс, приняло в Бардоли резолюцию о прекращении кампании "гражданского неповиновения" (1922). Влияние Конгресса упало. В нем усилилась группа "свараджистов", стремившаяся ограничить деятельность ИНК парл. борьбой. В период подъема нац.-освободит. движения в 1927-33 в ИНК все большую роль стало играть левонационалистич. течение во главе с Дж. Неру и др. лидерами. В эти годы ИНК, выдвинувший лозунг полной независимости Индии (1927), вновь расширил свое влияние. Под рук. Конгресса были проведены массовые кампании "гражд. неповиновения" и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религ. розни. Тысячи Конгрессистов были брошены в тюрьмы, но массовое движение продолжало нарастать. Опасаясь дальнейшего роста активных действий трудящихся и под давлением репрессий, прав. лидеры Конгресса, находившиеся у руководства, в мае 1933 снова призвали к прекращению движения. В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистич. партия. Ее руководство стояло на позициях реформизма. Правые лидеры партии (Н. Лохия, А. Мехта и др.) стремились оказать противодействие росту влияния Коммунистич. партии. Однако наиболее радикальная часть конгресс-социалистов выступала за сотрудничество с коммунистами. Борьба ИНК против реакц. конституции 1935 и др. антиимпериалистич. действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистич. фронт. Конгресс вновь превратился, несмотря на проходившую в нем борьбу группировок, в центр антиимпериалистич. движения. В период 2-й мировой войны, когда в стране развернулось мощное антиимпериалистич. движение, ИНК выступил с осуждением фашизма и заявил о своей готовности поддержать Англию в войне только в случае гарантии предоставления Индии независимости после ее окончания и создания нац. пр-ва еще в период войны. В 1942 колониальные власти арестовали почти всех лидеров ИНК, что ослабило деятельность партии (в нач. 1944 большинство из них было освобождено). После окончания войны ИНК выдвинул требование немедл. предоставления независимости Индии, к-рое англ. империалисты под напором небывалого подъема освободит. движения, развернувшегося в стране, вынуждены были принять. Однако руководство Конгресса под давлением англ. пр-ва и Мусульм. лиги согласилось на расчленение страны на Индию и Пакистан. В Инд. Союзе было сформировано пр-во ИНК во главе с Дж. Неру. В апр. 1948 был одобрен новый устав ИНК, в к-ром целью партии объявлялось "...улучшение благосостояния и прогрессивное развитие народа Индии и создание мирными, законными средствами гос-ва всеобщего благоденствия, основанного на равенстве возможностей, политич., экономич. и социальных прав и стремящегося к миру и дружбе во всем мире". Членом Конгресса, согласно уставу, может быть всякий, достигший 18-летнего возраста, "верящий в цели Конгресса", уплачивающий ежегодные членские взносы. Были разработаны новые правила выдвижения представителей в руководящие органы, расширена сеть первичных организаций. Пр-во Конгресса приступило к осуществлению ряда прогрессивных реформ. Проводимая правительством Национального конгресса аграрная реформа подрывает крупное помещичье землевладение и способствует дальнейшему развитию капитализма в деревне. В 1948 пр-во ИНК под напором рабочего класса приняло ряд законов о труде, представлявших определенный шаг вперед по сравнению с рабочим законодательством колониальной Индии. Однако репрессии против рабочих продолжались. Компартия во мн. штатах находилась вне закона (до 1950-51). В том же году инд. парламент принял закон, запрещавший стачки рабочих и служащих гос. предприятий и учреждений. Рабочий к-т ИНК в янв. 1948 опубликовал обращение ко всем рабочим и предпринимателям, призывающее к установлению "социального мира в пром-сти", при этом указывалось, что забастовки следует рассматривать как "вызов и угрозу обществу". Проблемы развития самостоят. экономики стали предметом споров различных группировок Конгресса. Группа, возглавляемая Неру, выступила за индустриализацию и создание тяжелой пром-сти при ведущей в будущем роли гос. сектора. Эта группа выступила за принятие экономиич. помощи как со стороны капиталистич., так и социалистич. стран. Правое же крыло Конгресса допускает лишь огранич. развитие гос. сектора, к-рое содействовало бы развитию частного предпринимательства, выступает против кооперирования в с. х-ве и введения максимума землевладения. В 1955 на сессии ИНК в Авади был принят лозунг построения "общества социалистического образца", что обусловлено популярностью идей социализма, хотя трактовка социализма лидерами ИНК отличается от научного его понимания. После прихода к власти Конгресс стал уделять все больше внимания созданию и укреплению обществ. организаций, действующих под его руководством. Начали создаваться т.н. конгрессовские панчаяты (непартийные орг-ции в деревне), создан (1952) Конгресс молодежи и ряд др. обществ. орг-ций, усилена деятельность ИНК в Инд. нац. конгрессе профсоюзов, в жен. орг-циях Конгресса. Тем не менее, с нач. 1950-х гг. обнаружилась тенденция к падению влияния ИНК. Партию ослабляют борьба группировок и коррупция. В 1959 в Индии была образована Сватантра парти, в к-рую вошла часть прав. конгрессистов; в Конгрессе правые по мн. вопросам поддерживают Сватантра парти и оказывают давление на недостаточно сплоченные прогрессивные силы. Реакц. силы, укрепившиеся в период обострения кит.-инд. конфликта (осень 1962), пытаются заставить пр-во ИНК отказаться от нейтралистской позиции во внеш. политике, к-рой оно стало придерживаться со времени достижения независимости. В Нар. палате созыва 1962 ИНК получил 375 мест из 485. В 1963 по решению рук-ва Конгресса (принятого после поражений, понесенных Конгрессом на проходивших в этом году дополнит. выборах) вышли в отставку 6 мин-ров центр. пр-ва и 6 главных мин-ров штатов - членов ИНК. Это решение мотивируется рук-вом Конгресса необходимостью укрепления и "оздоровления" партии, на руководящую работу в к-рой должны быть переключены вышедшие в отставку мин-ры. Проходившая в Джайпуре (нояб. 1963) сессия Всеинд. комитета Конгресса обнаружила углубление разногласий в рядах партии. На сессии ИНК в Бхубанесваре (янв. 1964) была принята резолюция "Демократия и социализм", предложенная сторонниками Неру и подтвердившая осн. принципы политики Конгресса. Численность Конгресса - ок. 10 млн. чел., из них ок. 130 тыс. активных членов (1963). Председателем ИНК на 1964 избран К. Камарадж. Теоретич. орган - журн. "Economic Review". Источн.: National Congress. Containing an account of its origin and growth, full text of all the presidential addresses, reprint of all the Congress resolutions..., Madras, (1909). Лит.: Рейснер И. М., Очерки клас. борьбы в Индии, ч. 1, M, (1932); Новая история Индии, М., 1961; Новейшая история Индии, М, 1959; Дьяков А. М., Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949), М., 1952; Sitaramayya Rattabhi B., The history of the Indian National Congress, v. 1-2, Bombay, 1946-47; Ramana Rao M. V., A short history of the Indian National Congress, Delhi, 1959. Т. Ф. Девяткина, А. И. Чичеров. Москва.

Индийский национальный конгресс (ИНК) — старейшая политическая организация в Индии.

ИНК впервые собрался в Бомбее (Мумбаи) 27 декабря 1885 под председательством знаменитого бенгальского юриста В. Ч. Баннерджи. Основателями партии были Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. , Д. . На ранней стадии своего развития ИНК получил одобрение некоторых видных чиновников, но очень скоро британское правительство в Индии отказалось поддерживать инициативы ИНК. Целью Конгресса являлось обеспечить правовыми средствами создание в Индии конституционного правительства. Лидеры ИНК активно прибегали к различным формам легальной деятельности при сотрудничестве с английскими властями. Однако их умеренная программа не удовлетворяла оппозицию, а Закон об индийских советах 1892 показал, что английское правительство было не готово принять принцип выборности при образовании законодательных органов. В ИНК возникло радикальное крыло («крайние») во главе с Бал Гангадхар Тилаком. Они требовали статуса для Индии и самоуправления («свараджа»). Раздел Бенгалии усилил влияние радикального крыла, и на съезде в Сурате в 1907 произошел раскол между умеренной и экстремистской частями Конгресса. В 1916 «крайние» вернулись в ИНК, но внутрипартийные разногласия не были преодолены.

В 1918—1922 во время национально-освободительного движения ИНК под руководством М. превратился в массовую партию. По всей Индии была создана сеть региональных организаций, а координатором действий Конгресса стал Рабочий комитет партии. Ганди призывал к ненасильственному сопротивлению британским властям в Индии путем сатьяграхи — движения несотрудничества. 4 февраля 1922 в деревушке Чаура-Чаури крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских, что было явным нарушением основного принципа сатьяграхи. Ганди признал, что общество еще не готово к подобным методам борьбы и отдал распоряжение прекратить дальнейшую кампанию. Лидеры ИНК находились в это время в тюрьмах, и новость о прекращении борьбы вызвала протест с их стороны. После неожиданного прекращения сатьяграхи численность ИНК резко сократилась, многие, прежде всего мусульмане, вышли из партии.

К концу 1920-х — началу 1930-х — новому этапу национально-освободительной борьбы — ИНК был разрознен, в рамках партии выделилось 3 течения: сторонники М. Ганди (Р. , В. Патель, Ч. Раджагопалачария ), сторонники перемен, или свараджисты ( , Ч.Р. ), левые ( и С. Ч. Бос). Последние были настроены более радикально и предлагали добиваться независимости, а не прав доминиона. Свараджисты критиковали политику Ганди. Они предлагали отказаться от бойкота политической системы, принять участие в выборах и попытаться парализовать работу Законодательных собраний изнутри. В 1923 в составе ИНК была создана Свараджистская партия, принимавшая участие в выборах.

Решение комиссии Саймона (1927) обострили противоречия между британскими властями и ИНК. В декабре 1929 на сессии ИНК утвердили решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе. 26 января 1930 был объявлен всеобщий хартал (прекращение торговли и деловой активности в знак протеста; во время национально-освободительного движения в Индии — всеобщая забастовка, направленная на подрыв политической власти и экономики англичан). Новая сатьяграха привела к массовым арестам протестующих и многочисленным жертвам. Уже в конце 1930 колониальные власти начали переговоры с лидерами ИНК. 5 марта 1931 был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король Индии) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных, а ИНК прекращает кампанию сатьяграхи. Но большинство пунктов не было выполнено, и протесты продолжились. 4 января 1932 Ганди был арестован, а Конгресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Тем не менее, сатьяграха, хотя и не столь организованно, продолжалась до мая 1933.

В 1937 прошли выборы в провинциях. ИНК одержал победу и сформировал свои местные правительства, за исключением двух провинций — Панджаба и Бенгалии (там победила ). Однако из-за внутренних разногласий Конгресс не смог выработать единую линию поведения по отношению к английским властям и четко сформулировать стратегию борьбы за независимость. В результате в конце 1930-х — начале 1940-х обострились противоречия с британским правительством и с Мусульманской лигой, представляющей интересы мусульманской общины.

В период с 1939—1945 ИНК принимал активное участие в политической жизни страны, организовывал кампании несотрудничества, за что лидеры Конгресса неоднократно подвергались арестам. Однако 15 марта 1946 Индии был предоставлен статус доминиона. В 1946 ИНК одержал победу на выборах в провинциальные Законодательные собрания и Учредительное собрание. Дж. Неру было предложено сформировать правительство. С 1946 Индию раздирали острые разногласия между религиозными общинами. 5 августа 1947 была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана.

Дж. Неру стал первым премьер-министром Индии. ИНК стал ведущей политической партией страны, контролирующей все государственные посты и определяющей политику Индии. По результатам всеобщих выборов 1967 ИНК потерял значительное количество мест в общенациональном парламенте, а в 9 штатах не смог сформировать правительства. В 1969 ИНК раскололся на две общенациональные партии: ИНК во главе с и Организацию Индийский национальный конгресс — ИНК(О), которую возглавил бывший министр финансов в правительстве И. Ганди — . Однако власть по-прежнему находились в руках ИНК, который в 1975 искусственно продлил свои полномочия путем введения в стране чрезвычайного положения. Потерпев поражение на выборах 1977 от объединения Джаната парти, в которое влился ИНК(О), ИНК был вынужден перейти в оппозицию, но в 1980 вернулся к власти. К началу 1980-х ИНК(О) фактически прекратил свое существование.

В 1978 в процессе предпринятой И. Ганди реформы партии часть конгрессистов покинула ее ряды и основала две новые партии — ИНК(С) и ИНК(А), претендуя на то, что они, а не ИНК(И), являются законными правопреемниками ИНК (сокращения: (С) — Социалистическая; (А) — по имени основателя течения — Э. Аракапарамбила Куриена; (И) — от Индиры Ганди). В 1981 Верховный суд Индии отклонил эти претензии. На выборах 1984, состоявшихся после гибели И. Ганди, ИНК под руководством ее сына Р. Ганди одержал победу и возглавил новое правительство. После поражения на выборах 1989 в 1991, несмотря на гибель Р. Ганди в результате террористического акта, ИНК вернул себе положение правящей партии и под руководством П. В. Нарасимха Рао находился у власти вплоть до выборов 1996. В 1996—2004, проиграв выборы Объединенному фронту (1996) и Бхаратия джаната парти (1998, 1999), Конгресс находился в оппозиции. Выборы 2004 увенчались победой ИНК, сформировавшего коалицию Объединенный прогрессивный альянс (ОПА), под председательством С. Ганди, вдовы Р. Ганди. Правительство Индии возглавил Сингх Манмохан. На парламентских выборах 2014 ИНК в составе ОПА потерпел поражение, уступив Бхаратия Джаната парти, возглавляющей Национально-демократический альянс.

Лит.: Девяткина Т. Ф. Индийский национальный конгресс (1947—1964). М., 1970. Bras. Р. R. The Politics of India since Independence. 3rd ed. Cambridge, 2006.

Похожие статьи