Античная философия: Демокрит. Атомизм Демокрита и его основные положения кратко. Демокрит и философия атомизма кратко. Шпаргалка: Философия Демокрита Демокрит основные идеи

Демокрит по праву считается одним из величайших философов античности. Вместе с Левкиппом, создавший и развивший теорию атомизма, он вошёл в историю как родоначальник современного материализма. Его теория ближе всего к современной научной мысли, чем идеи любого из античных философов.

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

«Когда нож режет яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы в яблоке не было этой пустоты, его невозможно было бы разрезать»

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие – вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна с иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит безусловно одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Демокрит (460 - 370 до н. Н.э.) происходил из древнего рабовладельческого рода из Абдеры. В детские годы он учился в халдейских магов, которых оставил его отцу Ксеркс. Позже его учителями были Левкипп, Анаксагор. Он участвовал в беседах с Сократом. Получив значительное наследство, Демокрит использовал ее для получения знания, совершив для этого далекие путешествия.

За 18 лет этих путешествий он побывал в Персии, Вавилоне, Египте, Индии, обошел почти все приморские страны. Вернувшись на родину бедняком, Демокрит удивлял своими знаниями даже мыслителей старшего поколения. Написал более 70 работ по физике, математике, этике, риторике, астрономии, из которых до нас дошли лишь отдельные фрагменты.

Функцию философии Демокрит сводил к описанию природы, конструирования картины мира, а назначение философии видел в том, чтобы учить истине, которая не подлежит суду, поскольку посягательство на истину есть посягательство на саму природу. Относительно мудрости он утверждал, что она заключается в смелости духа, бесстрашия мысли, что достигается, как и все значительное, напряженным трудом. Направляя свое учение против элейцы и пифагорейской мистики чисел, Демокрит выступил с обоснованием анатомистичнои концепции, основы которой были заложены Левкиппа. Соглашаясь с Гераклитом в том, что материальное бытие, природный мир не является единством сами по себе, он считал, что материальную причину всего сущего надо искать не синтетическим, а аналитическим путем, где предел разложения конкретной природы и есть тот элемент, из которого состоит все сущее.

По мнению Демокрита, основой, первосущность материального мира есть маленькие неделимые частицы - атомы. Именно они являются основой бытия, границей раздела материи, из них состоят все вещи, ими обусловлены их сущность и организация. Атомы вечны, неделимы, отличаются друг от друга по форме, размеру, порядку, состоянием. Они находятся в постоянном движении, гарантом возможностей которого является пустота (пустое пространство), которая не имеет ни верха, ни низа, ни середины, ни внешнего, ни внутреннего. Атомы ("сущее") и пустота ("не-сущее") предстают началом Вселенной, тогда как все остальное лишь считается существующим. Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующем. Движение по утверждению Демокрита не привносится извне, а присущий атомам в их естественном состоянии. Движение никогда не имел начала, существовал вечно. Так отстаивая мысль о вечности и незнищуванисть атомов, Демокрит приходил к выводу о нестворюванисть и незнищуванисть как материи, так и движения - присущего ей основного способа существования, хотя и рассматривал его в чисто механическом виде.

Согласно концепции Демокрита атомы не только неделимые, а бесконечные по размеру, количеству, форме и своим сочетанием. Они вихрем перемещаются во Вселенной и этим порождают все сложное. Все вещи состоят из атомов, подобно тому как слова состоят из букв. Двигаясь вверх и вниз, атомы соединяются друг с другом или, натыкаясь друг на друга, расходятся и вновь соединяются между собой и так образуют более сложные тела, их определенные состояния и ощущения. Так же объяснял Демокрит происхождении мира. Бесконечность атомов в своем движении порождает бесконечность миров, где наш мир является только одним из множества существующих. Итак, представление о вечности, дискретность материи в постоянном движении Демокрит дополняет идеей ее бесконечности, доводя эту идею до признания бесконечной множества миров, которые возникают и гибнут.

Как качественно новое в античном мышлении, указанное при рассмотрении проблем, бытия требовало осознания и объяснения отношения между предметами и явлениями объективной действительности, признание их всеобщего взаимосвязи. Согласно основным принципам своего учения, рассматривая данную проблему, Демокрит выступал как детерминист, подчеркивая, что все в мире причинно обусловлено, взаимодействие же между предметами и явлениями есть соотношением причины и следствия. Поскольку развитие мира, его порядок выводились Демокритом из механического движения, то и его детерминизм приобретал механистического характера, основываясь на абсолютизации необходимости, отвергала всякую случайность, возвращаясь отождествлением причины и следствия. И хотя признание Демокритом движения как источника развития и изменений лишало концепция атомизма телеологичности, однако понимание движения как чисто механического приводило и механистическое понимание причинности, которое исключало объективное существование случайности, возвращаясь фатализмом.

В теории познания Демокрит исходил из наивноматериалистичнои концепции "ейдолив" (образов). Согласно этой концепции от поверхности вещей выделяются тонкие образы, которые, действуя на воздух перед органами чувств, позволяют видеть или чувствовать сами вещи. Этой концепцией Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному познанию, свойственного элейцы, предоставляя чувственном познанию важное значение как первой основной посылки всякого познания. Вместе значение, которое придавал Демокрит чувственном познанию, не мешало ему подчеркивать роли и значении рационального познания. Именно познания он разделял на темное и действительное. К темному познания Демокрит относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это познание является низкой степенью, дает человеку знание явлений. Им можно узнать только то, что образовалось соединением атомов и само по себе является переходным. Дать истинное знание, т.е. знание сущности, причинных связей, чувственное познание не может. Истинное знание достигается только с помощью разума, рационального мышления, когда в споре чувств и разума достигается истина, а сам разум может существовать лишь благодаря чувственному восприятию реально существующих предметов и явлений мира.

Всего, раскрывая объективно содержательную логику познания, Демокрит рассматривал его как процесс восхождения от опыта к теоретическому знанию, распознавания истинного, когда главным является не количество знаний, а глубина мысли, мышления. Разум Демокрит рассматривал как часть души - совокупности легких огненных атомов, имеющих идеальную, шарообразную форму. Функцией души, по его мнению, является не только ум, но и веление, желания, локализованные в сердце. Душа смертна, она не может существовать без тела и погибает вместе с ним. Учитывая роль и значение духовных процессов в жизни человека, Демокрит отмечал, чтобы люди думали сердцем, имели в себе как жар ума, так и огонь сердца.

Отрицание Демокритом внешних потусторонних сил, бессмертие души стали основанием для квалификации его взглядов как атеистических, вызвав чрезмерное акцентирование на отдельных положениях философа о невмешательстве богов в дела мира и человека, истолкование их в духе ортодоксального воинствующего материализма и атеизма представителями материалистически-атеистического направления, а кроме того, неправильную интерпретацию демокритовського учения и его негацию представителями клерикальных течений.

Думается, что как первые, так и другие далеки от истины в своих потугах, а партийно-идеологическая непримиримость не дала пользы ни одним, ни другим. Сын своего времени, Демокрит был человеком религиозным, как и каждый представитель его класса. Но как философ он имел свое представление о богах, и главными богами для него были природа и разум. Однако Демокрит был не только философом, но и поэтом. Как поэт он сохранял представление о богах - красивую сказку детства своего народа. По его мнению, где-то в других мирах живут люди, подобные нам, но преобладают нас своими качествами. их образы попадают в людей, которые живут на земле, но ничего об этих существах не знают, их они воспринимают богов, умом своим придумывая божественные дела, где подражание богам делает людей лучше, совершеннее.

Мыслитель разносторонней ориентации, Демокрит значительное внимание уделял вопросу о происхождении человека, социально-политическим и нравственным проблемам. Одним из первых древнегреческой философов он сделал попытку объяснить происхождение общества и государства, выступил учредителем договорной теории происхождения государства в европейской общественно-политической мысли. С точки зрения Демокрита, люди вышли из природы, которая была их колыбелью. Сначала жили неупорядоченно, животной жизнью. Чтобы выжить, "ходили на пастбище", собирали травы и плоды деревьев. Когда на них нападали звери, люди объединялись, помогая друг другу и создавая первые коллективы. В процессе жизни они получали определенные знания, навыки по изготовлению средств существования. Материальная нужда побудила людей к различным винаходив.Так, от паука люди научились изготавливать ткани, от ласточки - строить жилье. Чтобы предотвратить взаимной вражде, люди объединились, установили законы, договорившись об ограничении некоторых своих прав. Так возникло государство, имевшее полисную форму греческой рабовладельческой демократии, верность которой представлялась Демокриту одним из высших политических и этических принципов.

Рассматривая ценности и взгляды своего собственного класса как универсальные, общечеловеческие, Демокрит был убежден, что бедность при народовластии является весомой от благоустройства при владыке, как весомой является свобода перед рабством. Для Демокрита собственность имела смысл, если накоплювалася собственным трудом, потому что прибыли, полученные несправедливостью, разрушают добродетельным. Главным средством достижения последнего Демокрит считал убеждения и воспитания в духе нравственности. Универсальными правилами нравственности считаются достижение доброй мысли жизненного равновесия и умеренности. Хорошая мысль является тем ключом, который ведет человека к закону и справедливой жизни, ибо только тогда, когда он действует правильно и с пониманием, то есть сознательно, человек становится достойным и прямодушный, не совершает ничего недостойного ни тайно, ни явно.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что раскрепощение теоретической мысли от антропоморфизма обернулось в древнегреческой философии досократиков закрепощенным натурализмом, согласно которому когда все есть свет, то и мнение является элементом мира. Поэтому все первые древнегреческой философы были натурфилософами, которых начиная с Фалеса интересовало прежде всего вопрос о першоначала (архе) вещей и отношение его к многообразной мира явлений. Таким мыслилось несколько естественное космическое, обладающий не только качеством субстратности (вещественность), но и другими ценными свойствами. Оно и вызывает все существующее в мире, является оформленным началом, основой объединения вещей, целостным космосом и, наконец, причинной основой всего существующего.

Поскольку мир досократиков рассматривался как многообразие вещей, то объединяющее их начало характеризовалось как субстанция, обладающая статусом вещественности, субстратности. Это то, что может быть общим для всего вещественного по составу и происхождению, некоторое материальный субстрат, который можно охватить теоретической мыслью. Так, уже у самых истоков философии прослеживается формирование принципа материального единства мира, начал стихийного материализма и наивной диалектики, которые обеспечивали методологический подход к пониманию развития научного знания, объяснение мира таким, каков он есть в своем развитии под действием природных сил и объективной закономерности. Вместе механицизм в объяснении процессов и явлений природы рано или поздно должен привести к идеализму, поиске некой нематериальной силы, стоящей за существующими вещами. Этому способствовало и то, что в рамках суммативные-субстанционального понимания мира оставался открытым вопрос о соотношении форм бытия, их перехода одних в другие. Вопрос, довольно существенное в понимании природы в целом, из-за своей сложности при решении оборачивалось абстрактными схемами и мистификацией самих форм бытия при умозрительной их реконструкции.

Общая натурфилософские традиция, ориентированная на поиски всего сущего, не могла объяснить характер развития самого мышления, духовного и настоятельно требовала перехода к осмыслению субъективной человеческой формообразующей и целенаправленной деятельности, противопоставление природного и духовного, установление связи между ними. Обращение к этой проблематике, основанное софистами, было поддержано философией Сократа.

Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде городов - республик континентальной Греции во второй половине V - конце IV в. до н. е. Ведущую роль среди них играют Афины - гегемон морского союза, объединившего почти все главные греческие города и колонии в борьбе с персами. Основу политической жизни Афин в то время составляла полное равенство свободного населения перед законом с правом участия его в делах полиса, что требовало определенных знаний по истории культуры, основ хозяйственной жизни, риторики, философии, политики, судопроизводства. Носителями их стали профессиональные учителя общего образования, которые назывались софистами - мудрыми. Оценка их взглядов и деятельности является неоднозначной и включает в себя как полную негацию, так и сравнение их с просветителями XVIII в.

Античные софисты не создали единой школы или течения, напротив, им свойственно разнообразие взглядов и учений, которые должны научить учащихся использовать приобретенное знание в дискуссиях и полемиках. По исторической последовательностью их условно делят на старших и младших. Наиболее известными представителями старшего поколения софистов были Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, младшего - Критий, Алкидом, Ликофрон, Фризмах, Полемон.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

Введение

По мнению, большинствафилософов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не толькоглухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное«абдерит» - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходилиз знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел вбедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов ихалдеев, которых царь Ксеркс предоставилего отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древниесообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа,общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуютсведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию.Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясьнаукой и ценя её так высоко, что, как говорят, «сказал, что он предпочелбы одно приличное объяснение сану персидского царя». Завистники обвинилиего в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся емунаследство; в ответ он «прочитал народу свой „БольшойМирострой“, лучшее из всех его сочинений, и получил за него в наградупятьсот талантов (много это или мало?Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, топогребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет».

Многочисленныесвидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о «смеющемсяфилософе», «настолько несерьезным казалось ему все, что делалосьвсерьез». Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудростифилософа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводитсписок, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, средикоторых занимают «Великий диакосмос», «Малый диакосмос»,«О логике, или Мерило». От сочинений Абдерита сохранились лишьфрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почтинеразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбепроизведений философа мировоззренческие споры: «Аристоксен в своих»Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь всесочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клинийпомешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих наруках".

Демокрит первым вдревнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайностьон отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическаятеория

Трактовка бытия в философииДемокрита

Знаменитый греческий философДемокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под нимнеделимое - атом («атом» по-гречески означает«нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он даетматериалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленноемножество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, поДемокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том,что бытие не множественно.

Демокрит,наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто.Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает изнесуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей –есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе наатомы. Все возникает на некотором основаниии по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуетсянеобходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают «видики»,отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цельчеловека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии иравновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни былодругой страстью.

Все,что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстведвижутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца;последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникаетвопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, чтоматерия не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательнымислушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны егорассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделитьтело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - итогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметьвеличину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо.Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдениепоказывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже неразличимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем втемную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно,поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь илидуша, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: «Эти пылинкисуществуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины,то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно,обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимыетела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины» (Левкипп).

Такимобразом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше кпротиворечиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющихвеличину, а затем снова из них составить. А «бытие» элеатов находитвоплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всемтребованиям парменидова «бытия». Только атомов много. А для того,чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, котораяотделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов- движения. Пустота - это уже не «несуществующее» элеатов, но существующееничто.

Демокрит,однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, чтои Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишьразумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость,сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть,их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление«знания» и «мнения». Атомы Демокрита различаются по форме ивеличине; двигаясь в пустоте, они соединяются(«сцепляются») между собой в силуразличия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступныенашему восприятию.

Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у негопредставляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайныестолкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергаетсяположение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не даетвозможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире.Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытиеПарменида на множество отдельных «бытий» - атомов, которые трактуетматериалистически.

Доказательствосуществования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, вопервых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное неможет восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говоритналичие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в томслучае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустотаабсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. Приэтом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга,так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы несодержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставитьлезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Чтокасается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. Аследовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство неможет вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из нихмиров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечностьчисла атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на томаргументе, что как число атомов, так и величина пустоты «не более такое,чем иное». Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое,по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечностьмира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность)движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: «вечное ибесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично,поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнениюДемокрита, то же, что искать начало бесконечности». Таким образом, атомизмпризнает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечностьчисла атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природудуши человека

Последовательноматериалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души ипознания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняетсяналичием в его теле специфической субстанции или силы - «души».

В неорганической природе всесовершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть ицели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души являетсястрого причинным, детерминистическим.

Он проповедовалпоследовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания.«Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобнаогню».

Атомы души имеют способностьк ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делалвывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой исладок здоровому).

Но в то же время, он считал,что без «темного» знания, получаемого из ощущений не может бытьникакого знания. «Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственногои разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного кдругому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие,умозаключение, обобщение, абстрагирование». Утеря «Канона», егологического произведения, не позволяет выявить его роль в этом.

Сложнеебыло аналогичным образом объяснить ощущение и мышление. Атомистическоеобъяснение ощущений основывается на представлении о том, что атомы душиобладают способностью к ощущениям. В то де время Демокрит принимает в качествеединственно сущего только атомы и пустоту, тогда как чувственные качества,подобные, например, «противоположностям» ионийцев (сухое - влажное,теплое и холодное), существуют только «во мнении». Иначе говоря,чувственные качества - вкус, теплота и т.д. - субъективны, имея, однако,объективную основу в форме, порядке и расположении атомов. Способность же квосприятию коренится в особых свойствах атомов души. Отсюда делается вывод оненадежности чувственного познания, не способного дать истину - ведь атомы ипустота чувствам недоступны.

Восприятиевнешних предметов требует, с этой точки зрения, непосредственных контактоввоспринимаемого с органом чувства. И если слух, осязание, вкусовые ощущенияпонятны, то как быть со зрением на расстоянии?

Демокритизбегает затруднений, создавая теорию «истечений». Согласно этойтеории, от предметов отделяются тончайшие оболочки, как бы копии. Демокритназывает их «образами» или «подобиями»,«изображениями». Попадая в глаз, они и вызывают представление опредмете.

Взгляды Демокрита начеловека, общество, мораль и религию

Интересны взгляды Демокритана человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые излюдей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у нихпонемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, чтоискусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, отласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных ихороших людях. «Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают вбезвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв несоблюдают».

Демокрит отвергалбожественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земныепоступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. «Гедонизм Демокритане только в удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное состояние духа и мера вудовольствиях».

Его нравственные афоризмыдошли до нас в виде отдельных изречений. Например, «богат тот, кто беденжеланиями», «добро не в том чтобы не делать несправедливости, а втом, чтобы даже не желать этого» и т.д.

Идеалом государственногоустройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все вблагополучии, когда оно гибнет – все гибнут.

Левкипп и Демокрит гениальноположили начало учению о бесконечности миров. Они продолжали развивать догадкуАнаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а небожественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

В целом следует отметить, чтофилософия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистическойгипотезе.

Взаимосвязь математики ифилософии

Вопрос о взаимосвязиматематики и философии впервые был задан довольно давно. Аристотель, Бэкон,Леонардо да Винчи - многие великие умы человечества занимались этим вопросом идостигали выдающихся результатов. Это не удивительно: ведь основувзаимодействия философии с какой-либо из наук составляет потребностьиспользования аппарата философии для проведения исследований в данной области;математика же, несомненно, более всего, среди точных наук поддаетсяфилософскому анализу (в силу своей абстрактности). Наряду с этимпрогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие нафилософское мышление.

Совместный путь математики ифилософии начался в Древней Греции около VI века до н.э.

Демокрит был, по мнениюМаркса, “первым энциклопедическим умом среди греков”. Диоген Лаерций (III в.н.э.) называет 70 его сочинений, в которых были освещены вопросы философии,логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни,психологии, этики, педагогики, филологии, искусства, техники и другие.Аристотель писал о нем: “Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего неустановил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такоевпечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодноотличается от других”

Вводной частью научнойсистемы Демокрита была “каноника”, в которой формулировались и обосновывалисьпринципы атомистической философии. Затем следовала физика, как наука оразличных проявлениях бытия, и этика. Каноника входила в физику в качествеисходного раздела, этика же строилась как порождение физики. В философииДемокрита прежде всего устанавливается различие между “подлинно сущим” и тем,что существует только в “общем мнении”. Подлинно сущими считались лишь атомы ипустота. Как подлинно сущее, пустота (небытие) есть такая же реальность, какатомы (бытие). “Великая пустота” безгранична и заключает в себе всесуществующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра, она делает прерывнойматерию и возможным ее движение. Бытие образуют бесчисленные мельчайшиекачественно однородные первотельца, различающиеся между собой по внешнимформам, размеру, положению и порядку, они далее неделимы вследствие абсолютнойтвердости и отсутствия в них пустоты и “по величине неделимы”. Атомам самим посебе свойственно непрестанное движение, разнообразие которого определяетсябесконечным разнообразием форм атомов. Движение атомов вечно и в конечном итогеявляется причиной всех изменений в мире.

Задача научного познания,согласно Демокриту, состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области“истинного сущего” и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики.Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.Гносеологическую позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом:“Демокрит не только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическиместествоиспытателем”. Содержание исходных философских принципов игносеологические установки определили основные черты научного метода Демокрита:

а) в познанииисходить от единичного;

б) любые предмет иявление разложимы до простейших элементов (синтез) и объяснимы исходя из них(анализ);

в) различатьсуществование “по истине” и “согласно мнению”;

г) явления действительности- это отдельные фрагменты упорядоченного космоса, который возник ифункционирует в результате действий чисто механической причинности.

Математика по праву должнасчитаться у Демокрита первым разделом собственно физики и следоватьнепосредственно за каноникой. В самом деле, атомы качественно однородны и ихпервичные свойства имеют количественный характер. Однако было бы неправильнотрактовать учение Демокрита как разновидность пифагореизма, поскольку Демокритхотя и сохраняет идею господства в мире математической закономерности, новыступает с критикой априорных математических построений пифагорейцев, считая,что число должно выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее.Математическая закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности,и в этом смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходныеначала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени какматематические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видноеместо в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однаковключение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ееперестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскимиположениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования.Созданная таким образом концепция математики, называемая концепциейматематического атомизма, оказалась существенно отличной от предыдущих.

У Демокрита всематематические объекты (тела, плоскости, линии, точки) выступают в определенныхматериальных образах. Идеальные плоскости, линии, точки в его ученииотсутствуют. Основной процедурой математического атомизма является разложениегеометрических тел на тончайшие листики (плоскости), плоскостей - на тончайшиенитки (линии), линий - на мельчайшие зернышки (атомы). Каждый атом имеет малую,но ненулевую величину и далее неделим. Теперь длина линии определяется каксумма содержащихся в ней неделимых частиц. Аналогично решается вопрос овзаимосвязи линий на плоскости и плоскостей в теле. Число атомов в конечномобъеме пространства не бесконечно, хотя и настолько велико, что недоступночувствам. Итак, главным отличием учения Демокрита от рассмотренных ранееявляется отрицание им бесконечной делимости. Таким образом он решает проблемуправомерности теоретических построений математики, не сводя их к чувственновоспринимаемым образам, как это делал Протагор. Так, на рассуждения Протагора окасании окружности и прямой Демокрит мог бы ответить, что чувства, являющиесяотправным критерием Протагора, показывают ему, что чем точнее чертеж, темменьше участок касания; в действительности же этот участок настолько мал, чтоне поддается чувственному анализу, а относится к области истинного познания.

Руководствуясь положениямиматематического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математическихисследований и достигает выдающихся результатов (например, теорияматематической перспективы и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельствуАрхимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса ипирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этойзадачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: “Демокритвступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотнуюк понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага.Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своейсумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающеесяисчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых”.

Выдающимся достижениемДемокрита в математике явилась также его идея о построении теоретическойматематики как системы. В зародышевой форме она представляет собой идеюаксиоматического построения математики, которая затем была развита вметодологическом плане Платоном и получила логически развернутое положение уАристотеля.

Заключение

Такимобразом Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборотэксплицитно сформулированное понятие причины и развивает системуматериалистического детерминизма.

Трудносказать, является ли колебательное движение, по Демокриту, неотъемлемымсвойством атомов, или же оно порождается их столкновениями. Во всяком случае,ясно, что Демокрит не обращается в целях объяснения к разумному началу,упорядочивающему движение. Именно поэтому критики обвиняют основателя атомизмав злоупотреблении случайностью и неспособности объяснить, каким образом изнеупорядоченного движения получаются закономерность и необходимость. Но Демокритсчитает исходное движение не беспорядочным, а с самого начала подчиненнымопределенной закономерности. Это - закономерность соединения подобного сподобным.

Демокритудля объяснения мировых процессов хватает атомов, пустоты и движения. Движущиесяатомы собираются в «вихрь»; распространяясь по отдельным местам впустоте, они образуют отдельный мир, ограниченный своим «небом».Возникновение мира и всех вещей в нем происходит в результате соединенияатомов, уничтожение же сводится к разъединению и распадению на составные части.

Демокритввел в этику первоначальные разработки таких понятий, как совесть, т.е.требование стыдиться своих собственных постыдных поступков, долг исправедливость.

ЭтикаДемокрита не представляет единой, логически стройной системы. Его нравственныепричины дошли до нас в виде отдельных афоризмов. Есть некоторые основаниядумать, что это результат определенной обработки тех произведений философа, гдеэтика излагалась в систематической форме. Однако принципы демоктритовой этикипозволяют пролить дополнительный свет на политическое учение мыслителя.

Этическаяконцепция Демокрита сохраняет ту основную характе-ристику, которая присуща всей античной философии,- созерцательность. Устраняя все, что препятствует блаженному состоянию духа,выявляя идеал нравственной жизни, Демокрит не видит в философии средствапреобразования существующего общества, - его задача не выходит за пределы егообъяснения.

Было проведено механическое объяснение природы в учении атомистов. Основателем этого учения Аристотель и Феофраст называют Левкиппа, о котором мы кроме этого не имеем почти никаких сведений. Эпикур даже говорил, что Левкипп – лицо вымышленное, и многие новейшие исследователи находят, что Эпикур был прав. Но независимо от того, был Левкипп реальной личностью или нет, важнейшим представителем атомистического учения был Демокрит Абдерский (около 460–370), по мнению одних – основатель этого учения, по мнению других – ученик Левкиппа.

Демокрит был человек обширной учености, много путешествовавший по Востоку. Он написал очень много сочинений и обладал большим литературным талантом. Он отбросил учение Эмпедокла и Анаксагора о том, что первобытная материя состоит из разных веществ; по его учению, основные частицы материи – простые, неделимые тела (ατομοι, атомы) и отличаются друг от друга только величиной и формой. Вторая существенная идея его учения – признание наличия в мире пустого пространства: без пустоты было бы немыслимо движение.

Философ Демокрит

Атомы, согласно Демокриту, находятся в вечном движении, которое постоянно то соединяет, то разъединяет их. Этот процесс соединений и разъединений производит возникновение и исчезновение отдельных предметов; их взаимодействие производит все бесконечное разнообразие существующего. Центр вселенной занимает неподвижная земля. Она имеет форму плоского цилиндра и окружена воздухом, в котором движутся небесные тела. Демокрит считал их массами вещества, подобного земному, увлеченными быстрым круговым движением в высоту и находящимися в раскаленном состоянии. Все части вселенной проникнуты атомами огня, которые очень мелки, круглы и гладки; эти атомы оживляют вселенную. Особенно много их в человеке, который был главным предметом исследований Демокрита. Он доказывал, что человеческий организм устроен очень целесообразно; мозг он считал вместилищем мышления, сердце вместилищем страстей, но тело, но его мнению, только «сосуд души»; заботу о душевном развитии он считал главной обязанностью человека.

Изменчивый мир явлений – мир призрачный; изучение явлений этого мира не может привести к истинному знанию. Признавая чувственный мир призрачным, Демокрит, подобно Гераклиту говорит, что человек должен при всех переменах обстоятельств сохранять душевное спокойствие. Кто умеет различать существенное от случайного, истину от призрака, тот ищет счастья не в чувственных наслаждениях, а в том, чтобы дать своей душевной жизни правильный ход. Цель жизни, по Демокриту, – счастье; но оно состоит не во внешних благах и наслаждениях, а в довольстве, в неизменном спокойствии души, и достигается воздержностью, чистотою мыслей и дел, умственным образованием; счастье человека зависит от того, как он держит себя; боги дают человеку только хорошее, лишь собственным безрассудством он превращает хорошее в дурное. Применение этих мыслей к делам общественной и частной жизни составляет главное содержание нравственной философии Демокрита. Божественные силы – это, по его учению, силы природы в человеческого разума; божества народной религии – это или призраки, созданные фантазиею, олицетворившей в них свои представления о силах природы и нравственные понятия, или духи («демоны»), существа смертные.

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит. Итальянская фреска 1477

Обширностью знаний, проницательностью ума и последовательностью выводов Демокрит превосходил почти всех прежних и современных ему философов. Его литературная деятельность была весьма многосторонней. Он писал трактаты по математике, по естествознанию, по нравственным наукам, по эстетике, грамматике, по техническим искусствам. Демокрит оказал большие услуги развитию естествознания; мы имеем о них лишь смутные сведения, потому что его сочинения погибли; но надо полагать, что, как натуралист, он был величайшим из всех предшественников Аристотеля, который был очень многим обязан ему и говорит о его трудах с самым глубоким уважением.

Похожие статьи