Упражнения для закрепления правописания окончаний сущ. с основой на - ИЙ. "Упражнение в определении склонений имен существительных,стоящих в косвенных падежах". Конспект по русскому языку (3-й класс; с компьютерной поддержкой) Тренировочные упражнения на

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

Цели:

  • научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
  • научить проверять с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование для урока:

  • УМК А. В. Поляковой;
  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.
  • схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Чистописание

АЛЛЕЯ АПТЕКА БИБЛИОТЕКА АЛОЭ

– Чем похожи записанные слова?
– Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.
– Записаны имена существительные.
– Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?
– Алоэ – это существительное несклоняемое.
– Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…
– Колибри, кенгуру, шоссе…

ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ.

Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

Правила работы на ПК.

– А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме.
Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

дочь девочка дочка
абрикос голубика персик
овес пшеница рожь
груша слива яблоко
метелица мороз снег
тюльпан резеда гладиолус
весна слякоть оттепель
ягода крыжовник черника
сахар конфета мёд
сирень акация черёмуха
перец корица соль
лето осень зима
брошь серьга ожерелье
лицо бровь глаз
берёза дуб лён

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?
– Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).
– Как заполнить пустые ячейки таблицы. (Указать склонение: 1, 2, 3)
– Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные).
– Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).
Учитель может закрыть или стереть окончания.
– Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).

– Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.

VI. Новая информация

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

Компьютер () помогает людям разных профессий (). Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле () компьютер управляет работой () двигателя, вычисляет скорость (), измеряет расстояние (). Может предупредить водителя об опасности на дороге.

– А как вам помогает компьютер в учебе?
– Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.
– Дополните текст 1–2-мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь.
– Прочитайте свои предложения.
– Прочитайте 1–е предложение из текста.
– Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?
(компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.
– Чтобы определить склонение имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?
– А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
2. Определяю род.
3. Нахожу окончание.
4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме?
– Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка с упражнением для глаз

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

VII. Закрепление

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
2 вар. – 2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения?
– Утро, солнце.
– Почему?
– Они стоят в И.п.

VIII. Задание на выбор

В – I . Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША, ЗИМА, МЕЧТА, ПОЛНОЧЬ , ПРОГУЛКА.

ЛЕТО, КОВЁР, ТУЧКА , ЛАГЕРЬ, УРОК.

ДЕРЕВНЯ, ЗАРЯДКА, ВЕСНА, ПОЕЗДКА, РАДОСТЬ .

ТРОПИНКА , НАСТРОЕНИЕ, ОБЛАКО, ВЕСЕЛЬЕ, УЧЕНИЕ.

ДОМ, ВАГОН, ЛЕТО, КОЛЯ , РУЧЕЙ.

ДОЧЬ, ЖИЗНЬ, МЕТЕЛЬ, ДЯДЯ , МОРКОВЬ.

В – II . Определи склонение.

  • Переливались на солнце (2скл.)
  • Бегать утром (2 скл.)
  • Заметили у корабля (2 скл.)
  • Спустили на воду (1 скл.)
  • Радовался жизнью (3 скл.)
  • Стрекочет с радостью (3 скл.)

Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
– Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
– Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

Мовина Оксана
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»

Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России)

Мовина Оксана Витальевна

Тема

Педагогическая цель Закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа .

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные) Обобщить знания, умения и навыки о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

Личностные результаты Воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные : -контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; формулировать тему урока на основе его содержания

Познавательные - совершенствовать умение анализировать предложенные задания для определения цели их выполнения; классифицировать пропущенную в словах орфограмму безударный гласный в зависимости от морфемы, в которой она находится

Коммуникативные : активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы Учебник русского языка , рабочая тетрадь, презентация, конспект.

Этап урока

Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организация начала урока .

Цель : содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. 1. Приветствие учащихся.

2. Эмоциональный настрой учащихся

3. Проверка

готовности к уроку - Здравствуйте , ребята.

Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке .

Проверим готовность к уроку , на столах у вас должны лежать учебники русского языка , рабочая тетрадь, письменные принадлежности. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность

II. Минутка чистописания

Цель : формирование графически правильного , четкого и достаточно скорого письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем мы приступим к работе, подготовим ваши руки к письму.

Этот пальчик – маленький. (Массируем мизинчик.)

Этот пальчик – слабенький. (Безымянный.)

Этот пальчик – длинненький. (Средний.)

Этот пальчик – сильненький. (Указательный)

Этот пальчик - большачок. (Большой.)

А все вместе - кулачок. (Сжимаем в кулак.) Подготавливает руки учащихся к работе на уроке с помощью пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

2. Оформление рабочей страницы тетради. - Откройте тетради, запишите число, классная работа .

Не забывайте, что в слове классная пишем удвоенную с .

Обратите внимание, что слово декабрь пишется с буквой е. Ставит перед учащимися учебную задачу оформить рабочую страницу тетради. Записывают число и классную работу в рабочие тетради.

3. Упр. в написании букв и их соединений -Обратите внимание на буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Какие соединения у этих буквосочетаний? (Нижнее, верхнее)

Пропишите в одну строку буквосочетания строчных хо, хх, хжх

Чередуя их до конца рабочей строки.

Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым. Ставит перед учащимися учебную задачу : письмо строчных буквосочетаний бр,др. Пишут буквосочетания строчных бр, др.

4. Словарная работа. -Запишите слово «словарь» :

Сначала повторим словарные слова, которые вы уже изучили на предыдущих уроках .

Я буду диктовать словарные слова, а вы будите записывать их с комментированием. (Пшеница, четверг, альбом, овёс)

Ребята, а чтобы узнать с каким новым словарным словом вы сегодня познакомитесь, отгадайте загадку.

На привале нам помог :

Суп варил, картошку пек.

Для похода - хорошо,

Но с собой не понесешь.

Ответ : Костер

Ребята, костёр - новое словарное слово.

Костер -контролируемый огонь.

Следует запомнить, что слово «костер» пишется с буквой о.

Составьте предложение с этим словарным словом.

(В походе мы разожгли костёр)

Выйдите к доске, запишите это предложение. Все остальные записывают в тетрадях.

Найдите и выделите орфограммы в словах этого предложения.

Разберём по членам предложения - найдём грамматическую основу и второстепенные члены предложения; определим, какой частью речи выраженно каждое слово.

Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово.

Теперь дайте характеристику этому предложению. (Кто?-мы подлежащее, что сделали?-разожгли сказуемое; Кого? что?-костер В. п. ; где? походе определение.)

Молодцы, ребята. Продолжаем нашу работу.

Повторение изученных словарных слов.

Знакомит с новым словарным словом.

Организует работу у доски с предложением. Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь с комментированием.

Составляют предложение.

Записывают и разбирают предложение.

VI. Целеполагание

Цель : обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока . 1. Анализ языкового материала с целью определения темы и задач урока .

Рассмотрите схему.

от подруги

идёт за горчицей

Назовите пропущенные буквы.

От чего зависит написание окончания имени существительного ?

Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?

Сформулируйте тему и цели нашего урока . (Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных ) Организует работу с языковым материалом , ставит перед учащимися учебную задачу определить тему и задачи урока . Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно определяют тему и задачи урока .

VII.Работа по теме урока .

Цель : обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. 1. Работа с учебником.

Упр. 242 Работа по учебнику (упражнение 242 )

Организует работу по теме урока . Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар» .

– Догадайтесь, о чем это стихотворение.

– Объясните написание выделенных букв. Спишите.

– В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж .

– Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара» . ---

Подготовьтесь его рассказать

Забывчивый охотник (2 скл., И. п.) на привале (2 скл., П. п.)

Не разметал, не растоптал костра (2 скл., Р. п.) .

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

(На) привале – сущ., на чём, н. ф. – привал, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., П. п., ед. ч., второстепенный член.

Ветер – сущ., что, н. ф. – ветер, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., И. п., ед. ч., подлежащее.

Организует работу с правилом . Читают правило . Отвечают на поставленные вопросы.

Работа по учебнику (упражнение 243 )

– Прочитайте.

Какова его тема?

Какова его главная мысль?

Озаглавьте текст. («Зимой на озере» .)

– Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения «не тут-то было» .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже , выделите их окончания .

Запишите в тетрадях упражнение 243

Приступаем к выполнению.

В конце выполнения задания, обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку.

Ночью хозяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной ледяной (лёд) крышкой (1 скл., Т. п.) . Прилетела (полёт) сорока. Села на кочку у кромки льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, долбанёт клювом (2 скл., Т. п.) – и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбкой (1 скл., Т. п., рыбка под самым носом (2 скл., Т. п., но не тут-то было!

Выражение «не тут-то было» обозначает несбывшееся ожидание или предположение, неудачу в выполнении намеченного или желаемого.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы . Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.

Упражнение 245 .

– Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний имен существительных .

– Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

Белый снег пушистый в воздух (2 скл., П. п.) кружится. Мартышка к старост (3 скл., Д. п.) слаба глазами стала. Божьей коровк (1 скл., Д. п., цветочной головк (1 скл., Д. п.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирен (3 скл., Р. п.) . Сколько алых ягод у лесной рябинк (1 скл., Р. п.) . Таня и мама ушли к дяд (1 скл., Д. п.) Кост (1 скл., Д. п.) . У Саш (1 скл., Р. п.) и Вал (1 скл., Р. п.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладон (3 скл., П. п.? Легко в упряжк (1 скл., П. п.) скачут кони.

Снег [сн’эк] – 1 слог.

с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

в воздухе кружится. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Снег (какой) белый;

кружится (где) в воздухе;

снег (какой) пушистый.

Объясняет выполнение упражнения .

Осуществляет проверку выполненного задания. Выполняют упражнение .

Корректируют допущенные ошибки.

Физкультминутка.

Цель : предупреждение утомления учащихся. -А сейчас немного отдохнем.

Проверим вашу внимательность.

Я буду называть упражнение и одновременно показывать. Но я вас буду обманывать, поэтому вы должны делать то, что я говорю, а не то, что показываю. Демонстрирует упражнения . Учащиеся выполняют физкультминутку.

VIII.Закрепление изученного

Цель : закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

1. Тестирование. 1. В каком падеже стоят имена существительные

в начальной форме?

2. Укажи количество косвенных падежей .

не употребляются с предлогами?

4. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются без предлога?

5. Укажи количество падежей , в которых имена существительные употребляются как с предлогами так и без них.

6. Существительным в форме какого падежа может быть выражено подлежащее в предложении?

7. Роль каких членов предложения выполняют имена существительные в косвенных падежах ? Выбери нужный ответ :

а) главных;

б) второстепенных.

8. К можно задать вопрос «что?» ?

9. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «кого?» ?

10. К какому падежу относится вспомогательное слово «горжусь» ?

11. К какому падежу относятся вспомогательные слова «говорю» , «думаю» ?

12. К какому падежу относятся вопросы «где?» , «в чем?» ?

13. К какому падежу относятся вопросы «откуда?» ,

«из чего?» ?

14. К какому падежу относятся вопросы «куда?» ,

«во что?» ?

15. С существительными в каком падеже употребляются только два предлога : «к» , «по» ?

16. К какому типу относятся вопросы «куда?» ,

«где?» , «откуда?» ? Выбери нужный ответ :

а) падежные ;

б) смысловые.

17. Определите падежи имен существительных :

Встретил друга.

Плывет пароход.

Висел на вешалке.

Любовался картиной.

Достал из шкафа.

Рад гостю.

18. Составьте словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж .

Мышонок (Р. п., ветка (Т. п., сирень (Д. п., ключ (В. п.) .

2. В русском языке 5 косвенных падежей .

5. 4 падежа .

7. б) второстепенными.

8. И. п., В. п.

9. Р. п., В. п.

16. б) смысловые.

17. Встретил друга (В. п.) .

Плывет пароход (И. п.) .

Висел на вешалке (П. п.) .

Любовался картиной (Т. п.) .

Достал из шкафа (Р. п.) .

Рад гостю (Д. п.) .

18. Убегал от мышонка (Р. п., любовался веткой

(Т. п., подошел к сирени (Д. п., нашел ключ (В. п.) .

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Проводит проверочную работу по теме «Падежи имен существительных Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IX. Итог урока .

Цель : обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности 1. Беседа – Ребята, что особенно заинтересовало вас во время урока ?

– Что нового узнали на уроке ?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного ?

– Понравилась ли вам работа на уроке ? Оцените себя.

Урока время истекло .

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока . Организация подведения итогов урока учащимися . Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Домашнее задание : -Домашним заданием будет выполнение упр

Оценки за урок получают… .

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался
(чему?) (весна, праздник)______________________
Писать
(чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать
(о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай
(чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ
(кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ()
  2. на ветках (чего?) березы ()
  3. покрывают (что?) землю ()
  4. украсились (чем?) инеем ()
  5. летит (на что?) на землю ()
  6. летит (с чего?) с ветки ()
  7. бежал (по чему?) по снегу ()

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались (на …..) на машине. (… падеж).

2.Шли (по …) по площади. (… падеж).

3.Отплыл (от …) от причала. (….. падеж).

4.Подбежал (к ….) к кровати. (… падеж).

5.Прыгает (….) белка. (… падеж).

6.Достали (…) мяч. (… падеж)

7.Гуляли (за …) за школой. (… падеж).

8.Написал (в …..) в тетради. (… падеж).

9.Кружились (в …) в воздухе.(… падеж).

10. Мылись (…) шампунем. (.. . падеж).


  • 44447
  • Italian
Mar 26, 2015 18:35

В русском языке имеются следующие значения падежей:
– именительный падеж: лицо активного действия, название лица (предмета), обращение, характеристика лица, факты, события, наличие предмета, предмет обладания, число месяца, идентификация, предмет необходимости, событие, действие во временной фазе, объект при глаголе (болит);
– родительный падеж: без предлога: лицо, которому принадлежит что-нибудь, определение лица (предмета), обозначение части целого, отсутствие лица (предмета), обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными и словами «много», «мало», «несколько» месяц и год в дате (Какое число?), время действия или события; с предлогами: исходный пункт движения (из, с, от), конечный пункт движения (до), время действия (после, во время, до,)
лицо, которому принадлежит что-либо (у);
– дательный падеж: без предлога: адресат действия, лицо, испытывающее необходимость в чем-либо, лицо (предмет), о возрасте которого идет речь, лицо, испытывающее какое-либо состояние; с предлогами: лицо как цель движения (к), место движения лица (предмета), по поверхности (по),
средство связи (по), определение (по);
– винительный падеж: без предлога: лицо (предмет) как объект действия, субъект при глаголе звать, время действия (продолжительность, повторяемость), с предлогами:
направление движения (в, на);
– творительный падеж: без предлога: с глаголами заниматься, интересоваться, характеристика лица, предмета (при глаголах быть, стать, являться и др.); с предлогами: совместность, местонахождение (над, под, рядом с);
– предложный падеж: объект речи, мысли, место (в/на), время (в/на), средство передвижения (на.).

Примеры упражнений:
Виды упражнений с предложным падежом
1. Прочитайте вопросы и ответьте на них, обращая внимание на окончания существительных в предложном падеже.
1. Вы были (где?) в Англии, в Лондоне?
2. Вы жили (где?) в Лондоне в гостинице?
3. Сейчас студенты были (где?) на уроке или на лекции?
4. Студенты живут (где?) в гостинице или в общежитии?
5. Ваш друг учится (где?) в университете?
6. Ваша мама работала (где?) в фирме или на заводе?
7. В каникулы вы отдыхали (где?) на юге или на севере?
8. Этот город находится (где?) на западе или на востоке?

2. Восстановите предложения
1. В воскресенье мой друг был............................. (музей).
2. В субботу мы были.............................................. (театр).
3. Вчера я была...................................................... (лекция).
4. Преподаватель написал слова............................ (доска).
5. Они должны играть в футбол........................ (стадион).
6. Ты должен купить продукты............................ (рынок).

3. Поставить в нужную форму. Ответьте на вопросы
Где сейчас ваши родители? (Германия, Берлин)
Они..........................................................................................
Где сейчас директор? (офис, кабинет)

Где были ваши друзья? (клуб, дискотека)
..................................................................................................
Где твой паспорт? (класс, рюкзак)
..................................................................................................
Где вы ужинали вчера? (кафе, берег реки)
..................................................................................................
Где побывали ваши друзья летом? (море, Сочи)
..................................................................................................

4. Составьте предложения по модели
Модель: Италия, Венеция - Я хотел (а) бы побывать (где?) в Италии, в Венеции.
Россия, Москва, Кремль
..................................................................................................
Петербург, Эрмитаж
..................................................................................................
Париж, Гранд-опера
..................................................................................................
Африка, Америка
..................................................................................................
Сибирь, Красноярск
..................................................................................................
Сочи, море
..................................................................................................

5. Восстановите предложения
1. Джон жил…………….(Франция, апрель).
2. Друзья были …………..(Африка, октябрь).
3. Катя и Анна отдыхали …………(юг, август).
4. Эрик был …………….(Китай, июнь).
5. Я хотел бы побывать ………..(Индия, март).
6. Макс хотел побывать ………. (Япония, март).

6. Восстановите и прочитайте текст письма
Здравствуй, дорогая Ребекка!
Сейчас я уже дома.......... (Испания), но недавно я ездила.......... (Россия, Москва). Посмотри.......... (эта фотография). Это я фотографировала. Ты, конечно, знаешь, что это Красная площадь. Правда, красиво? Я была.......... (Москва, июль). Там я училась.......... (университет). Это было очень интересно! .......... (Москва) я жила.......... (центр) .......... (улица) Пятницкая. Каждый день я занималась.......... (университет), а в субботу и воскресенье отдыхала. В Москве много транспорта. Можно ездить.......... (автобусы), и.......... (трамваи), и.......... (троллейбусы), и на метро, но я предпочитала ездить.......... (маршрутки). После занятий я каждый день где-нибудь бывала: .......... (музеи – выставки, театры – балеты, клубы, дискотеки) и, конечно, .......... (гости). К сожалению, я была в Москве только один месяц. Это очень мало! Еще я хотела бы поехать.......... (Петербург), чтобы побывать.......... (Эрмитаж). В следующий раз давай поедем вместе?
До свидания. Изабель

Виды упражнений с винительным падежом
Для работы над винительным падежом можно использовать следующие вопросы:
1. Кого и что мы видим, слышим, любим?
2. Куда мы ходим утром, днем и вечером?
Упражнение на закрепление умений употребления винительного падежа неодушевленных существительных единственного и множественного числа.
Восстановите предложения
Сейчас вы будете писать............................. (упражнение).
Завтра я буду читать............................................ (новелла).
Они не хотят пить...................................................... (вода).
Каждый день мы должны покупать............... (продукты).
Сейчас я должна закрыть................................... (комната).
Сейчас я должна написать.................... (буква), а потом......................... (фраза).
Сегодня вечером мы будем слушать.................. (музыка).
Они должны понимать все....................... (слова и фразы).
Упражнение на закрепление умений употребления винительного падежа одушевленных существительных единственного и множественного числа.
Ответьте на вопросы.
Кого вы всегда видите в университете? (Антон, Анна, Сергей).
Кого вы часто встречаете в коридоре? (преподавательница Нина Петровна).
Кого ребенок любит? (бабушка Елена, дедушка Василий).
Кого они знают в группе? (Иван, Кристина, Анна, Костя).
Кого мы никогда не забываем? (мать, отец).
На кого вы надеетесь? (правительство и президент).
Сложные предложения со словом «который» в винительном падеже.
Из двух простых предложений составьте одно сложное со словом «который» в нужной форме.
У меня есть подруга. Мою подругу зовут Инна.
У Инны есть друг. Она любит своего друга.
Она давно знает своего друга. Его зовут Виктор.
У Виктора есть мать. Инна видела ее только один раз.
У Виктора есть друзья. Инна никогда не встречала их.
Друзья Виктора хотят увидеть девушку. Виктор любит ее.

Игры-упражнения для отработки родительного падежа.
1. Откуда мы всё берем?
«Посуда»:
Суп наливаю из................................ (кастрюли). Суп ем из................................ (тарелки).
Мясо беру из................................ (сковородки). Молоко пью из................................ (чашки).
Чай наливаю из................................ (чайника). Косточки вынимаю из................................ вишни).
2. Родительный падеж с предлогом «ОКОЛО»
«Что около чего находится?»:
Что около кошки? – Около кошки дерево.
3. Что из чего сделано?
Чашка фарфоровая. Она сделана из фарфора.
Стакан пластмассовый. Он сделан из...............................(пластмасса).
Тарелка бумажная. Она сделана.......................... (бумага).
Рюмка стеклянная. Она сделана из...................... (стекло).
Каша рисовая. Она сделана из................................... (рис).
Сыр делают из....................................................... (молоко).
Хлеб делают из.......................................................... (мука).
Компот варят из................................................... (фрукты).
Суп готовят из........................................................ (овощи).
5. Чего не бывает?
Стола без............................................ (крышки).
Стула без................................... (спинки).
ТВ без........................................ (экрана).
Компьютера без................................... (программы).
Окна без.................................................................. (стекла).
6. Чего много, а чего мало?
У нас много тетрадей, … .
7. Для чего это нужно?
Сахарница……нужна для сахара.
Кастрюля - ..............
Тарелка - ..............
Чашка - .............. .

Потренироваться в использовании дательного падежа можно, отвечая на следующие вопросы:
1. Кому мы дарим подарки, рассказываем истории?
2. К кому мы ходим в гости?
Упражнения на закрепление дательного падежа существительных единственного и множественного числа.
Ответьте на вопросы, используя слова в скобках
1. Кому ты звонил вчера вечером? (подруга)
2. Кому ты уже рассказал новости? (друг)
3. Кому Эрик всегда дарит цветы? (мать)
4. Кому Ира обещала прийти вовремя? (Андрей)
5. Кому фирма продает дом? (клиент)
6. Кому вы говорите «доброе утро»? (преподаватель)
7. Кому писатель дает автограф? (читатель)
8. Кому вы часто обещали звонить? (отец)

Составьте предложения
1. Он, часто, покупать, Лена, подарки.
2. Вчера, я, подарить, племянница, собака.
3. Психолог, всегда, помогать решить, пациент, он, проблемы.
4. Разговоры, всегда мешать, студентка, заниматься.
5. Врач, должен рассказывать, пациент, он, здоровье.
6. Она, ничего не сказать, друг, свадьба.

Прочитайте вопросы и ответьте на них.
1. Сколько вам лет?
2. У тебя есть сестра? Сколько ей лет?
3. У тебя есть друг? Сколько лет ему?
4. У тебя есть друзья? Сколько лет им?
5. Вы знаете, сколько мне лет?
6. Вы знаете, сколько лет Москве?

Измените предложения, используя глагол нравиться.
1. Она любит Петербург – ....................................................
2. Она любит гулять здесь – .................................................
3. Сара не любит жить в городе – ........................................
4. Бабушка любит смотреть телевизор – ............................
5. Эрик любит балет – ...........................................................
6. Андрей любит играть в теннис – ……….
7. Марк и Алена очень любят драму –…..
Восстановите предложения, используя слово который в нужной форме
1. Ты пишешь письмо своему другу? Где живет твой друг, .......... ты пишешь письмо?
2. Ты часто ходишь в гости к этому другу? Где работает этот друг, .......... ты часто ходишь?
3. Мы поедем завтра к твоим знакомым? Где живут твои знакомые, .......... мы завтра поедем?
4. Какому студенту ты дал свой словарь? – Я дал свой словарь одному студенту, но я не знаю, как зовут студента, .......... я дал свой словарь.
5. У них есть дети? Они помогают им учиться? Где учатся их дети, .......... они помогают учиться?
6. Ты дарил цветы этой девушке? Где учится эта девушка, .......... ты дарил цветы?
7. Вы объяснили этим туристам дорогу в музей? Вам понравились туристы, .......... вы объяснили дорогу в музей?

Упражнения для закрепления творительного падежа
Прочитайте вопросы и ответы
Чем вы раньше занимались? – Раньше я занимался спортом.
Чем ты увлекалась в детстве? – В детстве я увлекалась музыкой.
Чем они интересовались в школе? – Они интересовались математикой.
Чем вы любовались в парке? – В парке мы любовались природой.
Чем нам надо пользоваться? – Нам надо пользоваться компьютером.
Чем пишут все люди? – Все люди пишут ручкой.
Чем рисуют художники? – Художники рисуют кистью
Кем гордится мать? – Мать гордится дочерью
Кем был твой дедушка? – Мой дедушка был инженером
Кем хочет стать твоя сестра? – Моя сестра хочет стать актрисой.
Кем работает твой отец? – Мой отец работает учителем.

Восстановите предложения
Студенты интересуются.......... (политика).
Много людей занимается.......... (бизнес).
Моя подруга занимается.......... (аэробика).
Пассажир самолета пользуется.......... (ноутбук).
В воскресенье мы любовались.......... (Петродворец).
Вся страна гордится.......... (успех, команда «Зенит»).
Я любил играть в футбол, когда я был.......... (ребенок).
После университета я хочу стать.......... (секретарь, посольство).
Чтобы ездить на работу, я пользуюсь.......... (трамвай).

Составьте предложения
Эрик, разговаривать, милиционеры, станция метро.
Андрей любить спорить, друзья, политика.
Ирина, работать, школа, дети.
Мой друг, хотеть познакомиться, актриса.
Он, сын, интересоваться, шахматы.
Я, ездить, Москва, друзья.

Из двух предложений сделайте одно, используя слово который в нужной форме.
Я разговаривал с другом. Он недавно приехал из Москвы.
Я знаю этого студента. Я учился с ним в Бостоне.
Мы часто вспоминаем нашего друга. Мы отдыхали с ним в Сочи.
Я получил письмо от тети. Мы не встречались уже много лет.
Мои родители знают моих друзей. Я учусь с ними.
Я знаю студента. Ты разговаривал с ним в коридоре.
Завтра я пойду в гости к человеку. Я познакомился с ним летом.
Я хочу знать людей. Ты проводишь с ними время.
Игры-упражнения на отработку творительного падежа:
1. Что с чем?
Пирожок с …(мясо); торт с … (крем); чайник с … (но-
сик); кастрюля с … (крышка).
2. Что рядом с чем?
Что рядом с кошкой? – Рядом с кошкой цветок и т.д.
3. Чем мы это делаем?
О б р а з е ц: Чем мы едим суп? – Мы едим суп ложкой.
Чем мы едим мясо (кашу)? Чем мы пишем, рисуем? и т.д.
4. С кем мы встречаемся? Чем мы любуемся?
С кем мы встречаемся на улице (в детском саду, в школе, в церкви)?
Чем мы любуемся в парке (на улице, в музее, дома)?
Комплексные игры-упражнения:
1. Добавь слова осень, зима, весна, лето:
Мы ждали …
Долго не было …
Мы рады …
Мы одеваемся тепло …
Мы поем песни о …
Мы любим …
Мы довольны …
2. Песня «Падежная игра»
Мы знаем ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ: – КТО там?
– Брат и сестра.
Сейчас вопрос, потом ответ –
Вот правила игры.
РОДИТЕЛЬНЫЙ: – КОГО здесь нет?
– Брата и сестры.
Ты говоришь, я говорю
И рады мы игре.
ДАТЕЛЬНЫЙ: – КОМУ звоню?
– Брату и сестре.
Играем вместе и вдвоём в падежную игру.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ: – КОГО мы ждём?
– Брата и сестру.
В игре я падежи учу, доволен я игрой,
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: – С КЕМ я дружу?
– С братом и сестрой.
Запомнить можем мы легко все падежи в игре.
ПРЕДЛОЖНЫЙ: – Говорим О КОМ?
– О брате и сестре.

5. Упражнения, формирующие умения и навыки употребления падежей
Предложный падеж
Задание 1. Скажите, где могут быть эти вещи.
Модель: Книга – стол, журнал, сумка. –
Книга – на столе, на журнале, в сумке.
Фотография – альбом, конверт, книга.
Ключ – комната, карман, стол.
Кинотеатр – город, проспект, улица, центр.

Задание 2. Скажите, где живут, работают или учатся эти люди.
Модель: Вот комната № 501. Здесь живут студенты. – Студенты живут в комнате № 501.
Вот Сенегал. Здесь живёт его семья.
Вот школа. Здесь учится моя сестра.
Это парк. Здесь гуляют Анна и Марта.
Это Россия. Здесь я сейчас живу.
Это общежитие. Здесь живёт мой друг.
Вот аудитория № 323. Здесь работает наша группа.
Вот кинотеатр. Здесь мы смотрим новый фильм.
Это Воронеж. Здесь мы живём.
Вот аптека. Здесь работает мой брат.
Это подготовительный факультет. Здесь мы учимся.

Задание 3. Как вы думаете, где учатся эти люди?
Модель: Диалло – будущий химик. –
Диалло учится на химическом факультете.
Антон – будущий биолог.
Юсеф – будущий врач.
Анна – будущий физик.
Виктор – будущий механик.
Олег – будущий инженер-строитель.
Алекс – будущий архитектор.
Поль – будущий учитель.
Павел – будущий юрист.
Роман – будущий экономист.
Леонид – будущий инженер-технолог.
Эти слова помогут вам: биологический факультет, физический факультет, медицинская академия, строительный университет, механический факультет, педагогический университет, юридический факультет, архитектурный факультет, технологический факультет, экономический факульте.

Задание 4. Скажите, где вы уже были, а где вы ещё не были.
Для ответа используйте слова: этот, эта, это, эти.
Модель: В городе есть театр оперы и балета. – Я уже был (я ещё не был) в этом театре.
В городе есть стадион.
На этой улице есть исторический музей.
В центре города находится большая площадь.
На площади находится городская библиотека.
Вот студенческое общежитие № 4.
В клубе часто бывает дискотека.
В центре города есть красивый проспект.
На проспекте есть кукольный театр.
Владимир, Суздаль, Новгород – это старые русские города.
Франция, Германия, Англия – это европейские страны.

Задание 5. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.
1. На каком этаже находится ваша аудитория? (третий)
2. На каком этаже находится наша библиотека? (первый)
3. В какой аудитории будет лекция? (двадцать шестая)
4. На каком курсе учатся ваши друзья? (второй)
5. На какой странице находится это упражнение? (десятая)
6. В какой школе учится ваша сестра? (большая)
7. На какой улице находится ваше общежитие? (центральная)
8. В каких комнатах живут ваши друзья? (новые)
9. В каком магазине можно купить книги? (книжный)
10. В каком городе живёт ваша семья? (небольшой)

Задание 6. Расскажите о Бернаре. Эти вопросы помогут вам.
Где живёт Бернар? (небольшой город, тихая улица)
Где он учится? (университет, экономический факультет, пятый курс)
3. Где он обычно занимается? (университетская библиотека, читальный зал)
О чём он мечтает? (интересная работа)
Где он хочет работать после университета? (крупная компания или большой банк)

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы в (на, о) каком? в (на, о) какой? в (на, о) каких?
Модель: Жак был на стадионе. – На каком стадионе был Жак?
Марта была в театре.
Мария работает в библиотеке.
Том был в поликлинике.
Мы пишем в тетрадях.
Студенты занимаются в аудиториях.
Анна рассказала о выставке.
Нина говорила о новом спектакле.
Дима был в школе.
Виктор был в музее.
Газеты писали о спортсменах.

Задание 8. Вы знаете, о ком или о чём они говорят?
Модель: Виктор: Вот моя младшая сестра. Её зовут Ольга. – Виктор говорит о своей младшей сестре.
Рашид: Вот мой старший брат. Его зовут Валид.
Студенты: Воронеж – большой и красивый город.
Клара: Сегодня хорошая погода.
Фернанд и Сара: Наша группа интернациональная.
Пауло: Моя родина очень красивая.
Лусиано: Мой друг учится в группе №5. Его зовут Па-
скаль.
Самира: Моя семья живёт в Сирии.
Преподаватель: Вот наш университет. Он большой и
новый.
Декан: Наш подготовительный факультет – это друж-
ная семья.
Пол: Моя комната небольшая, но светлая и тёплая.

Задание 9. Скажите, когда это было или будет.
Когда у вас будут экзамены? (январь)
Когда у вас будут каникулы? (февраль)
Когда ваш друг окончил школу? (прошлый год)
Когда вы окончите подфак? (будущий год)
Когда вы начали изучать русский язык? (этот год)
Когда вы получили письмо из дома? (этот месяц)
Когда вы начали изучать физику? (прошлый месяц)
Когда у вас была контрольная работа? (эта неделя)
Когда вы были в музее? (прошлая неделя)
Когда вы хотите пойти в цирк? (следующая неделя)

Задание 10. Как можно закончить эти предложения?
Вчера я получил письмо, в котором…
Сегодня я увидел девушку, о которой…
Вот школа, в которой…
Мне нравится улица, на которой…
Я потерял тетради, в которых…
Я люблю читать книги, в которых…
Я увидел город, в котором…
Мне нравятся фильмы, в которых…
Вот страна, о которой…
Мне понравился артист, о котором…
а. автор рассказывает о любви.
б. ты говорил.
в. брат пишет о семье.
г. я учился раньше.
д. я всегда мечтал.
е. я прочитал в журнале.
ж. играет Джеки Чан.
з. живут мои друзья.
и. я писал домашнее задание.
к. находится наш университет.

Винительный падеж
Задание 1. Как можно закончить эти предложения?
Модель: Я хорошо знаю… (Фаю, её город) – Я хорошо знаю Фаю и её город.
1. Я вижу в окно (солнце, улица, дом, друг).
2. Семен любит (спорт, музыка, стихи).
3. Денис хорошо знает (Виктор, Ирина, их город).
4. Преподаватель спрашивает (студент и студентка).
5. Я жду (брат, сестра, их письмо).
6. Мы встретили в кафе (преподаватель и его жена).
7. Алекс забыл дома (телефон, книга, тетрадь).
8. Дима видел в парке (земляк и его подруга).
9. На подфаке мы изучаем (русский язык, математика, физика, химия, черчение, информатика, история).
10. Я очень люблю (семья, друзья).

Задание 2. Как правильно построить эти предложения?
Модель: Марта, журнал, смотреть. – Марта смотрит журнал.
Виктор, книга, читать.
Музыка, слушать, Елена.
Балет, смотреть, Владимир.
Читать, мы, газета.
Студенты, рассказ, писать.
Программа «Новости», они, смотреть.
Вы, слушать, радиопередача.
Песня, знать, я.
Мы, стихи, любить.
Ты, любить, математика.
Задание 3. Расскажите о вашей семье. Замените все местоимения, дайте полную информацию.
Модель: Вот мой друг. Его зовут … . – Вот мой друг. Моего друга зовут Виктор.
Вот мой отец. Его зовут … .
Это моя мать. Её зовут … .
Это мой старший брат. Его зовут … .
Это моя младшая сестра. Её зовут … .
Это моя семья. Я очень люблю её.
А вот наш дом. Я очень люблю его.

Задание 4. Уточните информацию.
Модель: Вот мой новый друг. Я видел его недавно. – Я видел своего нового друга недавно.
1.Это наш новый сосед. Я хорошо знаю его.
2. Вот наш русский друг. Мы хорошо понимаем его.
3. Это моя младшая сестра. Я очень люблю её.
4. Это наш новый декан. Мы очень уважаем его.
5. Вот мои хорошие друзья. Я встретил их в России.
6. Вот наконец идёт мой друг Алекс. Я жду его уже 2 часа.
7. Вот идёт красивая девушка. Я хочу пригласить её в кино.
8. Это наш новый переводчик. Мы встретили его в кафе.
9. Вот наш преподаватель. Я хочу спросить его, когда у
нас будут каникулы.
10. Это известные артисты. Я видел их в кино.

Задание 5. Скажите, кого сфотографировал Виктор, если он показывает фотографии и говорит: «Это мой отец и моя мать. Это мой младший брат. А это моя старшая сестра и её муж. Вот мои новые друзья. Это мой лучший друг и его жена. Это мой преподаватель. А это наша группа».
Начните так: Виктор сфотографировал своего отца, …

Задание 6. Скажите, как их зовут.
Модель: Это мой лучший друг Петр. – Моего лучшего друга зовут Петр.
Это наш преподаватель Владимир Антонович.
Это наш декан Игорь Анатольевич.
Это наш самый весёлый студент Тимур.
Это наша самая добрая студентка Диана.
Это лучший российский футболист Андрей Аршавин.
Это моя знакомая девушка Наташа.
Это мой старший брат Жан.
Это моя младшая сестра Жанетт.
Это мой отец.
Это моя мать.

Задание 7. Постарайтесь правильно закончить эти предложения.
Используйте слова этот, эта, это, эти.
Модель: Это интересная книга. Я уже прочитал… – Я уже прочитал эту книгу.
Вот наша новая студентка. Я уже видел … .
Это наш новый город. Я уже знаю … .
Это хороший артист. Я люблю … .
Вот мой друг. Я хочу пригласить на вечер … .
Это американский фильм. Я уже посмотрел … .
Кто этот человек? Я не видел раньше … .
Это красивая девушка. Я давно знаю … .
Это отличная новость. Я уже слышал … .
Это твоя ручка? Можно взять … ?
Это наши преподаватели. Мы хорошо помним … .

Задание 8. Как вы думаете, куда они ходили?
Модель: Виктор купил конверт и марку на почте. – Виктор ходил на почту.
Харди поужинал в нашей столовой.
Мария играла в теннис в спортивном зале.
Мои друзья слушали оперу в нашем театре.
Анна взяла книги в университетской библиотеке.
Майкл посмотрел картины на интересной выставке.
Антон и Марта были в историческом музее.
Студенты были на интересном вечере.
Мы были на экскурсии в новой школе.
Павел был в студенческой поликлинике.
Алекс любит заниматься в читальном зале.

Задание 9. Как уточнить информацию?
Используйте слова какой? какое? какие? какую? какого? каких?
Модель: Я купил журнал. – Какой журнал ты купил?
Художник нарисовал город.
Я сфотографировал площадь.
Мы увидели преподавателя.
Мой друг любит музыку.
Я пригласил на вечер девушку.
Александр купил пальто.
Мы ждём друзей.
Я прочитал газету.
На выставке я встретил студентов.
Я хорошо знаю артиста.

Задание 10. Как можно закончить эти фразы?
На столе лежит газета, …
Мне нравятся артисты, …
Я прочитал о городе, …
Я жду своего друга, …
Я знаю песню, …
Я был на вечере, …
На родине живёт моя семья, …
Антон рассказал о книге, …
Я купил сувенир братьям, …
Сегодня я встретил девушку, …

а. которую я купил в киоске.
б. которого ты хорошо знаешь.
в. которых я видел в этом фильме.
г. который находится в Сибири.
д. которых я очень люблю.
е. которую я часто вспоминаю.
ж.который организовали наши студенты.
з. которую хочу пригласить в кино.
и. которую ты поёшь.
к. которую он прочитал недавно.

Родительный падеж
Задание 1. Напишите, что у них есть.
Модель: Виктор купил ручку. – У Виктора есть ручка.
Алекс купил шапку и шарф.
Мы взяли учебники в библиотеке.
Они купили билеты в цирк.
Вы получили визу?
Вчера я купил компьютер.
Федор читает газету.
Ты уже купил гитару?
Леонид получил деньги в банке.
Роман купил куртку.
В нашей комнате стоит холодильник.

Задание 2. Напишите, чего у них нет.
Модель: Виктор хочет купить ручку. – У Виктора нет ручки.
1. Алекс хочет купить телефон.
2. Они хотят взять словарь в библиотеке.
3. Марта хочет купить лампу.
4. Михаил хочет купить тетрадь.
5. Брат хочет купить телевизор.
6. Я не получил деньги.
7. Мы хотим купить сахар.
8. Ольга хочет купить шарф.
9. Кевин хочет купить газету.
10. В городе ещё не построили цирк.

Задание 3. Скажите, у кого есть всё это.
Модель: У кого есть телевизор? (наш новый студент) – У нашего нового студента есть телевизор.
У кого есть дорогой телефон? (мой друг Павел)
У кого есть хороший ноутбук? (мой земляк)
У кого есть новый учебник? (эта новая студентка)
У кого есть интересная газета? (мой сосед)
У кого есть новая машина? (мой старший брат Денис)
У кого есть красная ручка? (наша преподавательница)
У кого есть чистая тетрадь? (моя подруга Ольга)
У кого есть большой дом? (мои родители)
У кого есть новые диски? (мои друзья)
У кого есть тёплая куртка? (этот африканский студент)

Задание 4. Постарайтесь правильно закончить эти предложения.
Модель: В моей комнате нет…большой шкаф. - В моей комнате нет большого шкафа.
1. В моём городе нет … новый стадион,
современный кинотеатр,
кукольный театр,
исторический музей.
автобусная остановка,
2. На этой улице нет … большая библиотека,
музыкальная школа,
новое здание.
большие аудитории
читальные залы.
3. На этом этаже нет …

Задание 5. Постройте правильно эти предложения.
Модель: Мой сосед – новый телевизор – У моего соседа нет нового телевизора.
мой друг – красивая машина
эта студентка – новые журналы
мои земляки – новые диски
наш преподаватель – простой карандаш
моя соседка – русская книга
моя подруга – новый фотоаппарат
мой брат – современный компьютер
мои родители – мобильный телефон
мой друг – младшая сестра
я и мои друзья – свободное время

Задание 6. Как вы думаете, откуда они пришли или приехали?
Модель: Денни раньше жил в большом городе. – Денни приехал из большого города.
1. Мой друг раньше жил в маленьком городе.
2. Семья Луиса живёт в Латинской Америке.
3. Жак купил куртку в большом магазине.
4. Мы были на почте.
5. Студенты были в музее на выставке.
6. Мои друзья живут в разных странах и городах.
7. Давид был в своей комнате.
8. Мои земляки живут в четвёртом общежитии.
9. Марта была в студенческой поликлинике.
10. Алекс был на рынке.

Задание 7. Постарайтесь написать правильно.
Модель: На столе лежат 4 (книга) и 3 (тетрадь) - На столе лежат 4 книги и 3 тетради.
В нашем городе 4 (театр) и 5 (музей).
На улицах города много (машины и автобусы).
В этом месяце Филипп получил мало (письма и открытки).
Майкл взял в библиотеке несколько (учебники и журналы).
Сколько (карандаш и ручка) ты купил?
В нашей библиотеке много (книги и словари).
У нас в группе учится 5 (студент) и 3 (студентка).
Марк купил 2 (куртка) и 3 (шарф).
В аудитории 10 (стол) и 20 (стул).
Сейчас 2 (час) и 25 (минута).

Задание 8. Как правильно ответить на вопросы?
Модель: Чья это комната? (мой брат) – Это комната моего брата.
Чьи это песни? (один молодой композитор)
Чья машина стоит на улице? (наш декан)
Чей учебник лежит на столе? (наш студент Александр)
Какой роман вы читаете? (один известный русский писатель)
Чей словарь вы нашли в аудитории? (одна наша студентка)
Какое письмо вы читаете? (моя школьная подруга)
Чьи стихи вы переводили? (один современный поэт)
Чья это квартира? (мои родители)
Чей это зонт? (моя сестра)
Чьи это вещи? (мои друзья)

Задание 9. Как можно сказать по-другому?
Модель: Владимир учится в Московском университете на химическом факультете на первом курсе. – Владимир – студент Московского университета химического факультета первого курса.
Джон учится в университете на подготовительном факультете в пятой группе.
Марта учится в строительной академии на архитектурном факультете на четвёртом курсе.
Наташа учится в музыкальной школе в десятом классе. Она ещё ученица.
Мишель работает на большом заводе. Он директор.
Александр написал интересный роман о любви. Он его автор.
Я читаю письмо. Его написал мой друг.
Какая это книга? Я не знаю её название.
Вот красивое здание. Здесь наш университет.
Ольга работает в университете. Она преподаёт русский язык.
Вот фотография. Здесь одна знакомая девушка.

Задание 10. Скажите, когда произошли эти события.
Модель: Мой друг родился … 9, март, 1989 - Мой друг родился 9 марта 1989 года.
1. А.С. Пушкин родился… 6, июнь, 1799
2. Мой брат женился … 18, май, 2007
3. Мои друзья ездили во Францию … август, 2009
4. Студенты приехали в Россию … ноябрь, 2010
5. Мы начали изучать русский язык … 9, сентябрь, 2011
июль, 2008
6. Моя сестра окончила школу … 15, май, 1935
7. Метро в Москве открыли … 12, апрель, 1961
8. Ю. Гагарин полетел в космос … 1, январь
9. Мы отмечаем Новый год … зима, 2014
10. Олимпиада в Сочи будет проходить …

Дательный падеж
Задание 1. Уточните, о ком идёт речь.
Модель: Это Анна. Виктор купил ей цветы. – Виктор купил цветы Анне.
Это Жан. Анвар купил ему словарь.
Это преподаватель. Марта показала ему тетрадь.
Это Дина. Тедди купил ей билет в кино.
Это Надя. Преподаватель дал ей учебники.
Это сестра Олега. Олег позвонил ей по телефону.
Это Александр. Брат помог ему решить задачу.
Это Андрей. Лейла написала ему письмо.
Это Вика. Олег подарил ей цветы.
Это Иван. Катя дала ему номер телефона.
Это Наташа. Алекс сказал ей, что будет ждать её вечером.

Задание 2. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.
Модель: Кому вы подарили альбом? (мой брат). Я подарил альбом своему брату.
Кому вы обещали дать интересную книгу? (мой друг Алекс)
Кому вы звонили вчера вечером? (одна русская девушка)
Кому вы рассказали о своей родине? (наш преподаватель)
Кому вы хотите подарить видеокассету? (мой младший брат)
Кому вы часто пишете письма? (моя старшая сестра)
Кому вы помогаете изучать английский язык? (моя подруга)
Кому вы купили билеты в цирк? (все мои друзья)
Кому вы показали фотографии? (наши новые студенты)
Кому вы обещали хорошо учиться? (мои родители)
Кому вы послали открытки из России? (мои сёстры и братья)

Задание 3. Скажите, кому всё это нравится или понравилось?
Модель: (Я) очень понравились фотографии. - Мне очень понравились фотографии.
(Я и мои друзья) понравилась Москва.
(Мои родители) не нравится моя специальность.
(Мой друг) не понравился этот фильм.
(Моя сестра) нравится её комната.
(Наш преподаватель) понравился этот концерт.
(Мы) нравится здесь жить и учиться.
(Они) понравилась экскурсия в музей.
(Она) нравятся русские песни.
(Все студенты) понравился этот урок.
(Он) нравится играть в компьютерные игры.

Задание 4. Скажите, что вам понравилось.
Правильно закончите предложения.
понравился … новый фильм
понравилось … экскурсия
понравились... эта девушка
понравился … русские песни
Мне понравилась… интересный урок
понравилась… этот красивый город
понравились… наше общежитие
понравилась… стихи Пушкина
понравился… новое кафе
понравилось… новая выставка

Задание 5. Кому сколько лет? Найдите правильный ответ.
Модель: Мой друг 11 - Моему младшему брату 11 лет.
Мой младший брат 24
Моему другу 24 года.
1. Этот дедушка 14
2. Эта девушка 5
3. Моя старшая сестра 10
4. Моя мать 22
5. Мой отец 18
6. Я 3
7. Этот мальчик 51
8. Эта девочка 77
9. Этот молодой человек 54
10. Мой младший брат 29

Задание 6. Что вы им посоветуете? Найдите правильный ответ.
Используйте модель: кому? можно, нужно, нельзя + инфинитив.
Модель: Анна очень устала. – Анне надо хорошо отдохнуть.
Виктор болен.
Жан плохо написал контрольную работу.
Моя сестра много работает.
Мой брат хочет поступить в университет.
Мой отец много курит.
Мой друг потерял телефон.
У Юлия нет учебника по физике.
Альбина хочет купить новый телевизор.
Я хочу сдать экзамены досрочно.
Зимой на улице очень холодно.
Эти слова помогут вам: взять учебник в библиотеке; хорошо сдать все экзамены;
написать заявление; купить тёплую одежду; много заниматься; курить; пойти в поликлинику; поехать отдыхать на море; купить новый телефон; пойти в магазин.

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы: какому? какой? каким?
Модель: Я написал письмо брату. – Какому брату ты написал письмо?
Преподаватель объясняет урок студентке.
Экскурсовод показывает город туристам.
Ты сделал фотографии другу?
Виктор передал привет земляку.
Этим студентам надо много заниматься.
Моей сестре 17 лет.
Саид купил билет в театр девушке.
Марта помогает изучать русский язык студенту.
Ольга рассказывает о своей жизни друзьям.
Мама покупает игрушки сыну.

Задание 8. Прочитайте эти SMS-ки.
Скажите, кому и что они написали.
Модель:– Виктор! Я купила тебе словарь. Марта.– Марта написала Виктору, что она купила ему словарь.
1. Ольга! Я жду тебя в парке в 6 часов. Олег.
2. Владимир! Завтра у нас будет контрольная работа.
Эмили.
3. Александр! Я не могу пойти в кино. Я занята. Татьяна.
4. Санта! Завтра в клубе будет вечер. Серж.
5. Наташа! Я купил 2 билета в кино. Майкл.
6. Мама! Я тебя люблю! Твой сын.
7. Папа! Я хорошо сдал все экзамены. Владимир.
8. Петр! Завтра мы будем играть в футбол. Давид.
9. Алекс! В субботу я поеду в Москву. Олег.
10. Сергей! Ты должен хорошо учиться! Твой брат Юрий.

Задание 9. Постарайтесь правильно построить предложения по модели: кто? + глагол + кому? + инфинитив.
1. Я, мои родители, хорошо учиться, обещать.
2. Лидия, приготовить обед, помочь, старшая сестра.
3. Яков, посмотреть новый фильм, посоветовать, свои
друзья.
4. Преподаватель, все студенты, пойти в музей, предло-
жить.
5. Громкая музыка, спать, мешать, мой сосед.
6. Ален, своя подруга, часто звонить по телефону, обе-
щать.
7. Олег, наша новая студентка Ольга, помочь, перевести
текст.
8. Декан, разрешить, мои земляки, поехать на экскурсию.
50
9. Отец, мой младший брат, много гулять, не разрешать.
10. Родители, всегда советовать, свои дети, много зани-
маться.

Задание 10. Как можно соединить предложения с помощью слов которому, которой, которым?
Модель: Это новый студент. Ему надо купить словарь. –Это новый студент, которому надо купить словарь.
Я знаю эту студентку. Ты пишешь ей SMS-ку.
Вот мой друг. Сегодня ему исполняется 20 лет.
У меня есть подруга. Я всегда помогаю ей делать домашнее задание.
Во Франции живёт моя сестра. Я хочу поехать к ней летом.
На родине живут мои друзья. Я обещал им часто писать письма.
Утром я встретил друга. Я сказал ему, что урока не будет.
Это арабские студенты. Декан разрешил им сдать экзамены досрочно.
В университете учится мой земляк. Я должен сообщить ему о собрании.
В деканат пришли студенты. Им надо взять справку об учёбе.
Вот мой брат. Я хочу купить ему подарок.
Творительный падеж
Задание 1. Постарайтесь правильно ответить на эти вопросы.
Модель: С кем ты вчера гулял в парке? (моя подруга). - Вчера я гулял в парке с моей подругой.
С кем встретился наш преподаватель? (новый студент)
С кем разговаривает врач? (больной мальчик)
С кем дружит ваша сестра? (известный футболист)
С кем вы всегда советуетесь? (мои родители)
С кем Виктор ходил в цирк? (младшая сестра)
С кем вы поздоровались утром? (наш преподаватель)
С кем ты хочешь поехать в Москву? (мой земляк)
С кем вы познакомились на вечере? (интересный человек)
С кем вы говорили по телефону вчера вечером? (мой отец)
С кем разговаривает наш декан? (арабские студенты)

Задание 2. Как правильно закончить эти предложения?
Модель: Я был в кафе (мой земляк). Я был в кафе с моим земляком.
Я познакомился в Москве (русская девушка).
Я посоветовался (наш декан).
Мы хотим поговорить (этот человек).
Я давно не виделся (мои родители).
Виктор любит спорить (его друзья).
Марта дружит (мой брат).
Я люблю играть в шахматы (мой отец).
Мы ходили в музей (наша преподавательница).
Ты говорил по телефону (твоя сестра)?
Преподаватель занимается (эти студенты).

Задание 3. Как вы думаете, кем хотят стать ваши друзья?
Модель: Виктор любит химию. – Виктор будет (хочет быть) химиком.
1. Алекс любит медицину.
2. Пол изучает экономику.
3. Альберт хорошо знает физику и математику.
4. Борис любит архитектуру.
5. Марта хорошо поёт и танцует.
6. Олег любит писать статьи.
7. Филипп любит строить дома.
8. Виктор пишет стихи и рассказы.
9. Петр хорошо рисует.
10. Павел изучает право.

Задание 4. Как можно сказать по-другому?
Используйте глаголы: работает, стал, был.
Модель: Моя мама – преподаватель. – Моя мама работает преподавателем.
Его дядя – главный архитектор города.
Мой брат – хороший программист.
Моя подруга – медицинская сестра.
Наш друг – детский врач.
Его сестра – известная журналистка.
Мой отец – директор школы.
Друг Феликса – прекрасный экономист.
Марта – отличный переводчик.
А.С. Пушкин – великий русский поэт.
Д.И. Менделеев – известный русский учёный-химик.

Задание 5. Скажите, чем интересуются, увлекаются или занимаются эти люди?
Модель: Виктор любит плавание. – Виктор занимается (увлекается) плаванием.
Мой друг часто играет в волейбол.
Марта любит русскую литературу.
Антон любит русское искусство.
Мой друг всегда слушает современную музыку.
Моя мама любит русский балет.
Мы любим русский язык.
Владимир любит русскую живопись.
Александру нравится лыжный спорт.
Виктору нравятся компьютерные игры.
Мои друзья очень любят математику.

Задание 6. Напишите эти предложения правильно.
Модель: Я ем суп …(хлеб). – Я ем суп с хлебом.
Утром я ем хлеб …(масло и сыр).
Павел любит рис …(мясо).
Обычно я пью чай …(сахар и лимон).
Утром мы пьём кофе…(молоко или сливки).
Я люблю макароны…(соус).
Мы чертим чертёж … (простой карандаш).
Преподаватель проверяет тетради … (красная ручка).
Художник нарисовал картину … (яркие краски).
Преподаватель пишет на доске … (мел или фломастер).
Наш китайские друзья едят рис …(палочки).

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы: с каким? с какой? с какими?
Модель: Я был в театре с другом. – С каким другом?
1. Я сфотографировался с преподавателем.
2. В воскресенье я говорил по телефону с подругой.
3. Преподаватель поздоровался со студентами.
4. Я хочу поехать в Москву со своим земляком.
5. Мы гуляли по проспекту со своими друзьями.
6. Я познакомился в парке с девушкой.
7. Декан разговаривает со студентом.
8. Я занимаюсь спортом.
9. Я интересуюсь музыкой.
10. Я посоветовался с другом.

Задание 8. Можете ли вы правильно построить эти предложения?
Модель: Саша, с, Анна, танцевать, на, вечер. – Саша танцевал с Анной на вечере.
Мария, театр, быть, с, подруга, в.
Давид, домашнее задание, делать, с, друг.
Алекс, говорить по телефону, с, мама.
Антон, ужинать, вместе с, Наташа.
Мама, сын, гулять, в, парк, с.
Виктор, хочет быть, врач.
Его сестра, работать, экономист, на, фирма.
Мой отец, на, инженер, завод, работать.
Петр, журналист, хочет быть.
Марта, журналистка, тоже, быть.

Задание 9. Постарайтесь правильно соединить эти предложения с помощью слов с которым, с которой, с которыми.
Модель: Вот мой друг. Я встретился с ним в Москве. Вот мой друг, с которым я встретился в Москве.
Сегодня я видел девушку. Я познакомился с ней на вечере.
Я часто вспоминаю своего друга. Я учился с ним в школе.
Я получил письмо от брата. Я не виделся с ним много лет.
Я иду к преподавателю. Я занимаюсь с ним русским языком.
Как зовут этих девушек? Ты танцевал с ними на вечере?
Мой друг живёт в новом доме. Рядом с домом есть парк.
Как зовут этого врача? Вы говорили с ним по телефону.
Вот наши друзья. Мы ходили с ними в цирк.
Это моя подруга. Я хочу познакомить тебя с ней.
Я знаю студентку. Ты поздоровался с ней сейчас.


3. /Сушилов_ русс яз/Тренировочные упражнения_падежные окончания сущ.doc
4. /Сушилов_ русс яз/имя прилагательное.doc
5. /Сушилов_ русс яз/имя существительное.doc
Тренировочные упражнения. Падежные окончания

имен существительных 1, 2 и 3 склонений

1. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму.

По склону разрастался темно-зеленый плющ.. . Была хо­лодная полноч..; свет луны проб..вал лесную глуш.. и ложился на траву зелеными пятнами. Чистая отборная в нашем поле рож.. . Хороша весна-ц..рица, в плащ.. цв..тной одета! В поле рож.., что камыш.., чуть шумят колоски. В речк.. плещется лещ.., в лесу жутко ухает сыч.. . Уж за горой дремуч по­гас вечерний луч.., едва струей гремуч сверкает жаркий ключ.. . Кирпич.. за кирпичом клал каменщик. Из кошелька высыпалась мелоч.. .

2. Раскрой скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

Без букваря и (грамматика) не научьш..ся и (математика). По гладкой син.. (поверхность) воды плыл прекрасный ле­бедь, гордо выгнув длинную шею. Медленно, ровно качаясь, в (гавань) спят корабли. От (почка) к (почка) скатывает..ся кап­ля, сливает..ся с каплей возле другой (почка) и падает на землю. По заснеженной (улица) к (площадь) пот..нулись люди. С детства мальчик привык помогать (мать) заботится о (ба­бушка). Чем человек чес..нее, тем менее он подозревает другого в (бесчес..ность). На (север) диком стоит од..ноко на гол.. (вершина) сосна. От нашей (деревня) далеко и до (пристань) и до железной (дорога).

3. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму. Подчерк­ни одушевленные имена существительные.

Звучал булат картеч.. визжала рука б..йцов к..лоть устала и ядрам прол..тать м..шала гора кр..вавых тел. Каморка Герасима запирал.. сь на замок, который нап..минал своим видом ка­лач.., только черный. Ключ., от этого замка Герасим всегда но­сил с собой на пояс.. . Я любил забираться в глуш.. и чащу бабушкина сада. Началась великая суш., речка пересохла. Он взял какую-то ветош.. и стал протирать машину. Верхн.. этаж., был занят жилыми комнатами в нижнем пом..щен.. лабора­тория. Ямщик ходил кругом и улаживал упряж...

4. Спиши отрывки из стихотворений Е.Трутневой. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

Тронул теплый ветерок у осин верхушк.. . Хорошо под ве­черок на лесной опушк.. . Разгулялся ветер на лесной по­лян заакрутил осинку в красном сарафан.. . В яг.дах брусник.. на зеленой кочк.. вырос гриб-грибочек в крас­неньком платочк.. . Прол..тают паутинки с паучками в серединк.. . Сколько алых яг.д у лесной рябинк.. Выросли в.лнушки прямо на тропинк.. . И к..локольчик луговой на то­ненькой былинк.., к..чаясь, гнет.ся над травой у солнечной тропинк.. . Ш..роко раскрыв глаза, глянули ромашки. В коло­кольчик.. роса, точно в синей чашк.. .

5. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных. Разбери по составу имена прилагательные.

У него замечательные успехи в област.. точных наук. Утром сад в сиянь.., в блеск.., на кустах горит роса. Самая неразрывная дружба есть та, которая начинается с юност.. . В белом ине.. стоят березы осины т..желые хлопья снега по­крывают темные ветви ел.. . У труса от тен.. др..жат коле­ни. Я вышел в сад вдохнул ароматный воздух и п..радовался свежест.. раннего летнего утра. По бескрайней Сибир.. гордо несут свои воды великие реки Обь Лена Енисей.

Похожие статьи