Будущее время глагола логопедическое занятие. "согласование глаголов с существительными в роде и числе". Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

Юлия Флоренская
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы»

Тема : Приставочные глаголы . «Помоги Незнайке»

Цели :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить образовывать приставочные глаголы ;

Практически использовать приставочные глаголы в речи ;

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Развивать навыки словообразования;

Активизировать и расширять глагольный словарь ;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать воображение;

Учить детей координировать речь и движения.

3. Коррекционно-воспитательные :

Поощрять стремление к грамматической правильности речи;

Прививать умение слушать друг друга;

Выполнять задания по речевой инструкции.

1. Организациооный момент.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Как Вы думаете от кого оно могло прийти?

Не знаете? Тогда отгадайте.

В этой шляпе голубой

Узнает меня любой!

Я шалун и непоседа,

От меня сплошные беды!

Но зато для всех вокруг

Я вернейший в мире друг!

Поиграем в угадайку!

Как зовут меня? (Незнайка)

Ребята! Незнайка, как и вы, готовится к школе . Он не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. Поэтому он просит вас о помощи. Незнайка по почте прислал все задания ! Поможем ему?

Добрый день, ребята! Как здорово, что вы согласились мне помочь! Ведь вы тоже скоро пойдете в школу и благодаря совместным усилиям вы справитесь со всеми заданиями. Буду ждать от вас ответа! До свидания!

Ребята, покажем Незнайке, какие мы смышлёные?

2. Образование приставочных глаголов по демонстрируемому действию.

1 Задание. «Найди похожее действие»

Картинки на столах (вышивает, пришивает, шьёт; Наливает, выливает, поливает;)

Посмотрите на картинки и составьте предложения.

Молодцы, ребята! А теперь выйдете дети , у которых на картинках изображены похожие действия.

Дети показывают, повторяют предложения. Выделяя приставочные глаголы .

Ребята обращаю ваше внимание на то, что во всех словах – действиях начало разное.

3. Понимание употребления приставочных глаголов .

Задание 2. «Исправь ошибку»

А теперь мы должны исправить ошибки Незнайки. Начальные частички слов, такие как на, при, по, вы, пере, за, под, от, с и т. д) Незнайка перепутал между собой. Получились разные неверные действия. Давайте попытаемся исправить эти ошибки.

Мама поливает суп в тарелку. (Наливает)

Садовник наливает цветы на клумбе. (Поливает)

Машина переехала к гаражу. (Подъехала)

Лодка подплыла от берега. (Отплыла)

Девочка вложила книгу на стол. (Положила)

Мальчик отошёл в школу . (Пришёл)

С дерева вылетел листок. (Слетел)

Молодцы, ребята! Мы справились с Вами еще с одним заданием.

4. Практическое образование приставочных глаголов .

Задание 3. «Собери цветик – семицветик»

Ребята, сейчас я предлагаю выполнить Вам следующее задание. Нам нужно собрать цветик – семецветик. Этот необычный, волшебный цветок поможет нам и Незнайке образовывать новые слова – действия. Посмотрите в середине цветка слово – действие, а на лепестках – маленькие частички слов (приставки , и когда они соединяются со словом, получается новое слово – действие.

Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова. Слово БЕЖАТЬ.

Приставки : ПЕРЕ, ПО, ПРИ, ДО, ЗА, ПОД, У, В.

5. Физкультминутка. «Девочки и мальчики» .

6. Подбор слов-антонимов

Задание 4. «Скажи наоборот»

Незнайка очень часто делает все наоборот. Скажут Незнайке : «Смотри, мальчик залез под стол, а он ответит : Нет, мальчик из-под стола вылез.

Залезть – вылезть Въехать - выехать

Отойти – подойти Заходить - выходить

Открыть – закрыть

Приходить – уходить

Налить – вылить

Подплыть – отплыть

7. Пересказ рассказа, составленного по серии картинок.

А сейчас я Вам расскажу историю о том, как Незнайка пошел в гости.

Однажды Незнайка решил пойти в гости к Знайке, чтобы он помог решить ему задачи. Давайте дальше вместе рассказывать, как Незнайка шёл в гости.

Добавляйте словечки.

Незнайка из дома (вышел… и по дороге (пошел…яму Незнайка (обошёл) …и к реке (подошёл, на мостик Незнайка зашёл, с мостика (сошёл… и дальше по дороге (пошёл… Шел, шел и в гости к Знайке (Пришёл) .

Молодцы, ребята!

8. Пескотерапия

Посмотрите, перед Вами тарелочки с песком. Нужно нарисовать пальчиком дорожку, по которой шёл Незнайка в гости к Знайке. Не забывайте по ямку, речку, про мостик.

Нарисовали?

Кто хочет рассказать нам рассказ о путешествии Незнайки?

Ну вот и все, заданий больше нет.

Как вы считаете ребята, вы справились со всеми заданиями?

Какие задания больше всего запомнились вам?

Какие задания были легкими, а какие трудными?

10. Оценка деятельности детей .

Вы молодцы! Вы проявили сегодня смекалку, сообразительность, внимание. Совсем скоро вы пойдёте в школу , и все эти качества вам пригодятся в школе .

Все выполненные задания я отправлю Незнайке по почте, и думаю, что он обязательно пойдёт в школу !

Публикации по теме:

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект интегрированного логопедического занятия «Игра-путешествие для детей подготовительной группы с ОНР» МБДОУ №234 г. Ростов-на-Дону Учитель-логопед Багаева С. В. 2018г. Цель: обобщение знаний детей по темам транспорт, лесные звери, животные.

Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района "Детский сад №14 "Теремок" Конспект.

Тема: "Мебель». Цели и задачи: расширение и активизация словаря по теме «Мебель», упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании.

Тема: «Семья» Цель: Активизация словаря на тему «Семья» Задачи: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства.

Доброго времени суток,уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной.

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы «В гостях у осени» Цель занятия: систематизация знаний детей по теме "Осень". Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей выделять первый.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Продукты питания» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Продукты питания" Учитель- логопед Запащикова Ю. И. Цель занятия: Расширить.

Цель: Расширение приставочных глаголов с пространственным значением по теме «птицы»

Задачи:

1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

2.Активизировать в речи детей образование слов с использованием приставок пространственного значения.

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото».

Ход занятия

Организационный момент.

Пальчиковая игра «Птички – пальчики» .

Игра может проводиться на первом этапе по показу взрослого, затем по словесной инструкции(как перед большим зеркалом, так и без него).

Птички-пальчики летали,

Птички – пальчики устали, - дети делают взмахи кистями рук

Полетели, полетели (« крылышками»)

И ко мне на носик (брови, колени …) - пальцами обеих рук дотрагиваются

Сели до названной взрослым части тела Окончание игры проводится следующим образом :

Пошумели, пошумели

И в окошко улетели - дети делают движение кистями рук

Посидели, погалдели, легкое постукивание кончиками пальцев

Пошумели, пошумели по названной части тела

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз называется новая часть тела или лица

Шух-шух-шух в сторону окна

Логопед . Начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия. Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

Введение в тему.

Логопед . Читает стихотворение, дети выбирают приставочные глаголы:

Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)

Образование приставочных глаголов

Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее(на доске нарисована карта пути)

На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!

Игра-путешествие «Дальний путь»

Следуя карте дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.

До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)

Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба)

Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!

Гору нам не обойти, гору нам не перейти!

Но в горе пещера есть!

Это радостная весть!

Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)

А вот здесь течет река,

Глубока и широка!

Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,

По дощечке я пройду и вас всех переведу! («мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)

Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) Итог. Оценка работы детей.

Цели:

  • Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.
  • Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
  • Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.
  • Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.
  • Формировать связную речь.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.

Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши), карточки, теннисные шарики, магнитофон.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Ученики. Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Речевая разминка.

Логопед. Повторим чистоговорку.

ря – ря – ля - трактор вспашет все поля

рю – рю – лю- карамель я не люблю

ле – ре – ре- победили мы в игре

ли – ри – ри - все погасли фонари

Сообщение темы урока.

Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.

(Ученикиотвечают.)

Как можно назвать этислова одним общим словом?

Что вы знаете о глаголе?

(Ученики отвечают.)

Логопед. Сегодня мы закрепимзнания о глаголе, будем подбирать слова - приятели, т.е. синонимы к глаголам, определять время глагола.

Подбор глаголов-синонимов в тексте.

Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот - же предмет или признак предмета, одно и то - же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна.

Зовут меня... (весна) .

Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.

Весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки. _____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро _______________ перелетные птицы.

(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)

(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат;потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)

(Проверка текстов.)

Работа над пословицей.

Логопед. Назовите весенние месяцы.

Ученики . Март, апрель, май.

Логопед. Каквы понимаете пословицу?

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

(Пословица записана на доске).

Ученики . В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май - последний месяц весны, дальше наступает лето.

Логопед . Спишите пословицу, подчеркните глаголы.

Логопед . Каким членом предложения является глагол в предложении?

Ученики. Сказуемым.

Физкультминутка.

Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.

Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.

Работа над развитием речи.

а) Рассказ логопеда.

Логопед . Какой великий праздник приближается?

(Ответы детей.)

Логопед . Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.

б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.

Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибкоопасные» места.

(Деформированное предложение записано на доске.)

поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран

Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран ?

Ученики . Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.

(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)

в) Составление предложения.

Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?

Ученики. Он воевал с врагом.

Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.

Ученики. Сражался, боролся, бился.

Логопед. За что он сражался с врагом?

Ученики . Он сражался с врагом за свою Родину.

Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.

(Ученики записывают предложение.)

Логопед . Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?

(Ученики отвечают, рассуждают.)

Логопед . Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.

Слуховой выборочный диктант.

Логопед . Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.

Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?

Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?

Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?

Логопед. Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.

Ландыш

Теплоемайское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер.Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.

(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)

(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)

Итог занятия.

Логопед . Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, ноблизки по значению?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Литература

  1. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Тема: Приставочные глаголы

    Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

    Учить детей практически использовать в речи приставочные глаголы.

    Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Ход занятия

    Предварительная беседа с детьми:

    кто в детском саду готовит для детей еду?

    Что вы едите на первое в обед? (суп, борщ, рассольник, свекольник)

    А что пьете на третье? (компот, кисель, какао, чай)

    оргмомент. Сядет тот, кто запомнит за мной слова:

чай, кисель, компот;

сок, кофе, какао;

молоко, кефир, кофе;

борщ, щи, свекольник;

какао, сок, кисель.

    Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Настя. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

Ребенок: Воду.

Логопед : А теперь вылей воду. Что делает Настя?

Ребенок: Настя выливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе

Логопед: подойди ко мне, Никита. Налей воду. Что делает Никита?

Ребенок: Никита наливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе.

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполняли Настя и Никита?

Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку.

Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, … налей молоко. А ты, …, налей компот.

Дети составляют предложения про этих детей.

Логопед : а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Ответ : повар наливает щи, рассольник, борщ и т. д.

Логопед : а что наливает шофер?

Ответ : шофер наливает бензин.

Логопед: а что наливает доктор?

Ответ: доктор наливает лекарство.

Логопед: ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит эти действия и расскажет нам о нем?

Ребенок: Маша выливает воду, чай.

Логопед: послушайте, как маленькие части НА, ВЫ помогают называть разные действия (выливать, наливать).

Дети идут в природный уголок .

Логопед: Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, полей цветы. – что делает …?

Ответ : … поливает цветы.

Логопед : а что поливает садовник?

Составление предложений:

    садовник поливает цветы,

    садовник поливает клумбу.

Логопед обращает внимание детей на то, что в слове появляется новая часть ПО, выражающая другое действие.

    Игра «Кто самый внимательный?» Работа с деформированной фразой.

Мама поливает суп. Садовник выливает клумбу. Паша поливает молоко дворник выливает улицу.

    Цель: практическое использование в речи приставочных глаголов.

    Задачи: 1.Продолжать учить подбору глаголов движения с приставками

    Пространственного значения.

    2.Учить подбирать глаголы-антонимы.

    3.Упражнять в употреблении глаголов-антонимов.

    4.Развивать внимание, память.

    Оборудование: бабочка, сюжетные картинки.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Логопед начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия.

    Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

    II. Сообщение цели занятия.

    Сегодня мы поговорим о разных действиях. Логопед предлагает назвать, что может делать бабочка.

    Логопед показывает бабочку, демонстрирует, как она взлетает со стола, подлетает к вазе, облетает вазу, перелетает с вазы на кубик, слетает с кубика, залетает в банку. При этом голосом выделяется каждый приставочный глагол. Затем логопед еще раз демонстрирует полет бабочки и спрашивает детей о том, что сделала бабочка.

    Логопед обращает внимание на то, что эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное (часть слова) и проговаривает слова-действия бабочки.

    Затем детям демонстрируются картинки с изображением мальчика, который наливает и выливает воду из стакана. Дети хором повторят предложения: «Мальчик наливает воду в стакан. Мальчик выливает воду из стакана.

    Подумайте, дети, одинаковые действия выполняет мальчик на картинках? (разные). Правильно. Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

    Затем демонстрируются картинки, на которых мальчик поливает и переливает воду. Хором проговариваются предложения.

    Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове наливает, выливает, переливает, поливает появляются разные части слова –на, -вы,-по,-пере, которые помогают выражать разные действия.

    Логопед называет слово-действие (ходить, бежать). Дети образуют от него приставочные глаголы и составляют предложение. (Логопед демонстрирует картинки).

    Физкультминутка.
    Влас с корзинкой в лес пошел.
    Всю полянку обошел.
    К старой елке подошел.

    И огромный гриб нашел.

    Логопед с детьми рассматривает картинки, образуют слова-антонимы (обратные действия).

    Логопед называет слова-действия, а дети образуют слова-антонимы: залезть, вбежать, въехать, отойти, подбежать, заходить, уползти, подъехать, влетать, открыть, приходить, скатить, слезть, запрыгнуть.

    Д/игра «Исправь ошибку». Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

    Логопед читает стихотворение. Дети выбирают приставочные глаголы:

    Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
    Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
    Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,

    Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

    Подведение итогов занятия.

    Похожие статьи