Владыка переславский и угличский. Самое сложное – понять волю Божию о себе и о своей пастве. Как мы служили в больничной палате

ФЕОДОР(в миру Казанов Николай Львович) — епископ Переславский и Угличский с декабря 2015 по декабрь 2018 г.

Родился 10 июля 1973 г. в Ярославле в семье служащих. Крещен в отрочестве. В 1988 г. закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 г. Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта. В 1997 г. окончил Ярославский государственный технический университет.

В 1998—2000 гг. обучался в Ярославском духовном училище. 30 июня 2000 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь прп. Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца. 2 июля 2000 г. архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона.

С 2002 г. личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 г.

В 2007 г. возведен в сан игумена.

22 октября 2010 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен и.о. наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля. 24 декабря 2010 г. назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля.

В 2014 г. поступил в Московскую духовную академию.

Первый настоятель возрожденного Кирилло-Афанасиевского монастыря. Под его руководством была проведена большая работа по обустройству и реставрации вновь открытой обители, восстановлению богослужения в Афанасиевском и Спасо-Пробоинском храмах, благоустройству территории. Торжественным образом совершены празднования 400-летия обретения иконы Спаса Нерукотворного в 2012 г. и 400-летия основания Ярославского Афанасиевского монастыря в 2015 году.

24 декабря 2015 г. избран епископом Переславским и Угличским. 25 декабря 2015 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 26 декабря 2015 г. Хиротонисан 27 декабря за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево г. Москвы.

28 декабря 2018 года решением Священного Синода назначен епископом Волгоградским и Камышинским, главой Волгоградской митрополии.

3 января 2019 года епископ Феодор(Казанов) возведен в сан митрополита. Чин возведения в ходе божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 декабря исполнился год со дня основания Переславской епархии. Какие были трудности и радости в прошедшем году, что мешает современному человеку прийти в Церковь, а также об опасности подмены в духовной жизни рассказал правящий архиерей епископ Переславский и Угличский Феодор.

Ваше Преосвященство, приближается первая годовщина со дня вашей архиерейской хиротонии. Оглядываясь назад, наверное, вы уже анализируете свое служение. Скажите, пожалуйста, что вы считали самым трудным в епископском служении до вашей хиротонии и что оказалось таковым в действительности?

Самое сложное - понять волю Божию о себе и о своей пастве и исполнить ее в данный момент и во всей своей жизни. Так считал ранее, и сейчас мнение мое не изменилось. Иногда бывает нужнее ничего не делать, чем действовать. Просто потерпеть, помолиться, помолчать, хотя это как раз бывает намного сложнее. Или, наоборот, как писал Киплинг, «принудить сердце, нервы, тело тебе служить», чтобы вперед идти. Очень трудно соответствовать своему высокому назначению и не превратиться из Ангела церкви в князя, быть всем отцом, иногда даже матерью, а не чиновником в рясе.

- Вы объехали за год почти все приходы епархии, какое у вас впечатление от прихожан и от священников?

Впечатление разное, в основном хорошее. В подавляющем большинстве это добрые, чуткие люди, что самое главное - искренне верующие в Бога. Говорю не только о пастырях, но и о прихожанах, и о власть имущих, с которыми мне приходилось вместе работать и молиться. Нам, священнослужителям, есть, чему поучиться у простого народа. Иногда видишь разруху, но крепкую церковную семью - это очень важно. Когда у батюшки дух уныния или праздности, не будет ни прихода, ни дохода.

- Могли бы вы нарисовать портрет современного священника Переславской епархии?

Помните, как изобрели универсальный компьютер и решили протестировать. Спрашивают: «Все ли грибы можно кушать?» Ответ: «Все, но некоторые только однажды». Что мне сказать? Давайте не будем ставить штампы и равнять всех под одну черту. Все они уникальные и удивительно разные. Самое главное, что они служат Богу и молятся за мир во всем мире. И еще они очень добрые.

В любом случае, все они - моя семья. А в семье как в семье… Я за них всегда молюсь и благодарю Бога.

Случалось ли встретить неприязнь, претензии к Церкви и ее служителям со стороны малоцерковных и нецерковных жителей?

Приходилось, к сожалению, это не редкость. Где-то, конечно, и батюшка может поддать жару, но в основном неприязнь является следствием неправильной жизненной позиции самого человека - Церковь ему обязана всем, а он ей ничем. Казалось бы, есть желание общаться, но нет желания делать это правильно и с уважением. Отсюда возникают претензии как производная мировоззрения потребленца.

Достаточно ли ведется миссионерская работа? Как обстоят дела с катехизацией на приходах и какие планы по ее развитию?

Миссия - это одна из основных форм служение Церкви. «Идите и научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча всему, что Я заповедал вам» (Мф. 28,16-20). Ее необходимо выстраивать не только среди коренных нехристианских народов, но и здесь, в русской глубинке, среди местного населения. С детства крещеные, но не просвещенные, или вовсе не крещеные, но исторически и онтологически принадлежащие к православной вере, они, хотя и не облеклись еще своей жизнью во Христа Спасителя, но где-то в глубине своей души ищут с Ним встречи. Миссионерскую работу необходимо выстраивать системно и планомерно. Сегодня создан епархиальный Совет по координации церковной миссии со всеми направлениями церковного служения. Поэтому в него входят все епархиальные отделы, в том числе молодежный, образовательный, социальный, отдел по культуре и пр. На приходах все батюшки знают, что прежде, чем крестить или венчать, необходимо с людьми провести духовную беседу на предмет веры и совершаемого таинства, подготовить к великому событию в их жизни - к встрече с Богом и к принятию благодати Святого Духа. И еще одно очень важное направление миссионерского служения - просвещение от тьмы языческого зловерия и идолослужения, которое приобретает сейчас популярность среди тех людей, которые не стремятся к совершенству, а желают оправдать и реализовать свои самые буйные, животные страсти.

- Расскажите о вашем видении духовного образования священников и мирян и о планах в этом направлении.

На сегодняшний день у нас в епархии примерно две трети духовенства нуждаются в дополнительном образовании. Для этого мы готовим специальную программу по примеру Московской епархии. Обучение должны пройти все, кто не получил богословского образования, или у кого прошло более пяти лет со дня окончания духовной школы. Это относится к клирикам до 60 лет. Некоторые дисциплины будут читаться нашими специалистами, но преподавательскую основу составит профессура из Московской духовной Академии и семинарии, благо до нас недалеко.

В Угличе для мирян открыты богословские курсы, в Переславле духовно-просветительский центр «Аксиос» на базе православной гимназии им. Александра Невского. Задача - на всех этапах развития и становления личности помочь человеку не только приобрести некую сумму знаний и навыков, необходимых в социуме, но четко и правильно выстроить систему жизненных ценностей. В этой системе мы работаем на уровне дошкольного, дополнительного образования, планируется проводить курсы повышения квалификации для педагогов и, конечно, особое внимание уделяется родителям. Необходимо, чтобы семья, школа и досуговая среда создавали единую систему по воспитанию полноценной личности и достойного гражданина своего Отечества.

На приходах проводится аттестация воскресных школ. Хотя мы имеем в епархии четыре полноценные общеобразовательные православные школы-гимназии, но на общеприходском уровне положение дел оставляет желать лучшего.

- Как бороться с формальностью в вере, ритуальным отношением к богослужению, обрядовостью?

Наверное, это один из самых непростых и самых важных моментов в религиозной жизни - подмена ценностей. Можно есть, чтобы жить, а можно жить, чтобы есть. Еда - это форма, средство, которое служит для достижения цели - продолжение жизнедеятельности. Если произошло смещение ценностей, то средство может стать целью. Святые отцы всегда учат проверять себя, сравнивать, на каком месте духовного пути ты находишься, не изменилась ли у тебя цель жизни. Потому и апостол Павел писал в послании к Филиппийцам: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фп.1,21). Все средства для достижения одной цели - Бога. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге. Любовь выше закона, и Дух дышит, где хочет. Обряд и ритуал как некая форма помогают нам общаться с Богом, но никогда не заменят Его.

- На ваш взгляд, почему, хотя храмы год от года наполняются, некоторые люди отходят от Церкви?

Однажды к Сократу подошла гетера и сказала: «Философ, ты все чему-то учишь этих юношей, но стоит мне только моргнуть глазом, и они тут же оставят тебя и пойдут за мной!» «Ничего удивительного, - отвечал учитель, - путь вниз всегда легче». Церковь зовет через тернии к звездам. А современному человеку не хочется идти через тернии, да, в общем-то, и свет Вифлеемской звезды становится далеким и призрачным в призме сытой жизни, лжесвободы и множества соблазнов.

Люди теряют смысл хождения в храм, им непонятно, зачем это нужно, если и так все неплохо. Вот когда прижмет - другое дело. Нет понимания причинно-следственной связи. Свечку поставил, а денег не прибавилось. Обидно! Современный человек - это человек-потребитель, который привык брать и не привык отдавать. Бог и Церковь для него только средство реализации своих желаний. Нечто среднее между оккультизмом и сказкой. А если жизнь удалась, вообще непонятно, что в храме делать, если только ты не фанатик.

Есть христоцентричная система ценностей и есть эгоцентричная. В первом случае - все для Бога и ради Христа, во втором - для себя любимого. Мир живет по второй системе, и она как антипод первой не просто не вмещает ее, а стремится разрушить. Христианство для них юродство есть. Мы помним, что и от Христа отступали ученики, потому, что Его учение шло вразрез с их жизнью и было непонятно. Вот и сегодня среди нас есть и Петры, и Иуды. А если хотим знать, кто же мы, то надо спросить себя, для чего мы живем и как мы живем.

- Что вы могли бы выделить среди самых заметных дел, начатых в епархии?

Мы прославили юбилейную память наших епархиальных святых: великого князя Александра Невского, царевича Димитрия Угличского, преподобного Иринарха Затворника. Все они прошли в свете торжественных богослужений, крестных ходов и праздничных мероприятий. Удалось возобновить крестный ход по воде на Плещеевом озере в память прп. Евфросинии и в Угличе в честь прп. Паисия. Провели Первый Международный православный детско-юношеский фестиваль-конкурс «Александр Невский», участниками которого стали около четырехсот детей, прошел епархиальный фестиваль «Пасхальный Переславль». Кроме того, епархия стала соорганизатором I Межрегионального молодежного форума «Александрова гора» в Переславле. Начали свою работу клуб юных дипломатов и школа иностранного языка, возобновил деятельность военно-патриотический клуб «Фанагорийцы». Прошел Первый фестиваль православно-патриотической песни в честь прп. Иринарха. Кстати, этому же святому была посвящена научная конференция в Институте этнологии и антропологии РАН. При социальном отделе епархии сегодня открыты два центра гуманитарной помощи в Переславле и в Угличе.

Кроме того, удалось совершить Литургии в самых отдаленных уголках епархии, там, где никогда не было епископа или больше ста лет не проводилось архиерейских богослужений.

Много других мероприятий прошло за ушедший год, но все вспомнить и перечислить, наверное, невозможно. Главное, чтобы все они принесли плоды и оставили добрый след в сердцах людей.

Родился 10 июля 1973 года в городе Ярославле в семье служащих. Крещен в отрочестве.
В 1988 году закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 города Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика - телемеханика».
В 1992 году по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт (c 1996 года - Ярославский государственный технический университет).
В 1997 году окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
В 1998-2000 годах обучался в Ярославском духовном училище.
30 июня 2000 году архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь преподобного Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября).
2 июля 2000 года архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля - в сан пресвитера. С 2000 года служил на приходах и монастырях Ярославской епархии.
С 2002 года личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 году.
В 2007 году к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

23 октября 2007 года назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 года - благочинный приходов Некрасовского района Ярославской области.
В 2006-2010 годах обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В 2010 году назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 года без освобождения от занимаемых должностей назначен исполняющим обязанности наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 144) назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля.

28 мая 2011 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма города Ярославля, 26 июля - настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного города Ярославля.

22 октября 2011 года согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района.

5 мая 2012 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма святой блаженой Матроны Московской при клинической больнице № 5 города Ярославля.

В 2014 году поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения).

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал № 100) избран епископом Переславским и Угличским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 27 декабря за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево города Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дата рождения: 10 июля 1973 г. Страна: Россия Биография:

В 1988 г. закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 г. Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика — телемеханика».

В 1992 г. по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт (c 1996 г. — Ярославский государственный технический университет).

В 1997 г. окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».

В 1998-2000 гг. обучался в Ярославском духовном училище.

30 июня 2000 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь прп. Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября).

2 июля 2000 г. архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля — в сан пресвитера. С 2000 г. служил на приходах и монастырях .

С 2002 г. личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 г.

В 2007 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

23 октября 2007 г. назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 г. — благочинный приходов Некрасовского р-на Ярославской обл.

В 2006-2010 гг. обучался на заочном секторе .

В 2010 г. назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен и.о. наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. () назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля.

28 мая 2011 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма г. Ярославля, 26 июля — настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного г. Ярославля.

22 октября 2011 г. согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района.

5 мая 2012 г. без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма св. блж. Матроны Московской при клинической больнице № 5 г. Ярославля.

В 2014 г. поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения).

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () избран епископом Переславским и Угличским.

Дата рождения:
3 августа 1977 г.
Дата хиротонии:
3 июня 2018 г.
Дата пострига:
16 марта 2010 г.
Дата тезоименитства:
5 января и 5 февраля, свт.Феоктиста, архиепископа Новгородского.
Биография:
Родился 3 августа 1977 г. в Харькове.
В 1994 г. окончил среднюю школу № 4 г. Воткинска (Удмуртская Республика).

В 1994-1999 гг. обучался в Ижевском государственном техническом университете. В 1999 г. защитил диплом по специальности «Приборы и методы медицинской диагностики» на тему «Исследование диаграмм направленности реальных пьезопреобразователей в импульсном режиме работы». В 1999-2002 гг. обучался в аспирантуре при том же вузе по специальности «Тепловые, электроракетные двигатели и энергетические установки летательных аппаратов», одновременно с этим (с осени 2001 г.) нес послушание дежурного по храму и алтарника в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Ижевске, работал инженером-программистом в научно-техническом центре «Восход» и на предприятии «Горсвет».

2 июня 2002 г. в Александро-Невском соборе Ижевска архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем рукоположен в сан диакона. Нес послушание клирика Александро-Невского собора, а также сопровождал правящего архиерея в поездках по епархии. Был назначен ответственным за подготовку к хиротонии и прохождение богослужебной практики новопоставленных клириков. Освобожден от послушания клирика Александро-Невского собора 22 августа 2007 г. в связи с переходом на дневное обучение в Московскую духовную семинарию.

6 апреля 2008 г. ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан пресвитера. 16 марта 2010 г. тем же архиереем пострижен в монашество.

Окончил семинарию в июне 2010 г., защитив дипломную работу на тему «Combattimento spiritual» Лоренцо Скуполи, «Ό Ἀόρατος Πόλεμος» прп. Никодима Святогорца и ее перевод свт. Феофаном Затворником: сравнительный анализ». В июне 2012 г. окончил магистратуру Московской духовной академии, защитив магистерскую диссертацию на тему «Учение о боговедении в книгах пророков Осии и Иезекииля».

В 2012-2016 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии.
В 2007-2008 гг. нес послушание литературного редактора студенческого журнала МДА «Встреча», в 2008-2011 гг. - главного редактора того же журнала.
С сентября 2009 г. по декабрь 2010 г. - внештатный священник Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.
В 2012-2014 гг. служил в храме святого благоверного князя Александра Невского при в/ч № 68010.
В 2012 и 2013 гг. в пасхальный и рождественский период по благословения архиепископа Верейского Евгения и архиепископа Егорьевского Марка , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , служил на русских приходах в Дании. Летом 2013 г. окормлял русский детский лагерь «Матрешка» в Лейзане (Швейцария).
С мая по декабрь 2014 г. служил в храме прп. Иосифа Волоцкого при Издательском Совете Русской Православной Церкви.
С 29 декабря 2014 г. по 14 июня 2018 г. - настоятель храма Рождества Христова в Митине г. Москвы.

1 октября 2013 г. назначен и.о. руководителя секретариата научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского Совета Русской Православной Церкви, с 20 марта 2014 г. - помощник председателя Издательского Совета, 9 июня 2014 г. назначен на должность и.о. заместителя председателя Издательского Совета, с 25 апреля 2016 г. - заместитель председателя Издательского Совета. Входил в состав коллегии по рецензированию и экспертной оценке при Издательском Совете, возглавлял комиссию Издательского Совета по контролю за распространением печатной, видео- и аудиопродукции на территории епархии г. Москвы.

С сентября 2015 г. - автор и ведущий программ «Евангелие дня» и «Чтения Великого поста» на радио «Вера».
Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. (журнал № 22) избран епископом Городищенским, викарием Волгоградской епархии .
15 мая 2018 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Похожие статьи