Пряжников Николай Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» на факультете «Психология образования» МГППУ.
Закончил факультет психологии МГУ имени Ломоносова в 1981 году. Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ. Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.
Книги (5)
Методы активизации личного и профессионального самоопределения
В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий.
Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями.
Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самих профконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).
Профессиональное самоопределение. Теория и практика
В пособии раскрывается смысл профессионального самоопределения. Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности.
Представлены авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях.
Профориентация
В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора.
Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами.
Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.
Психология труда
В учебном пособии «Психология труда» представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.
Образование
Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).
Профессиональная деятельность
Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):
- профконсультирование подростков
- профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
- консультирование взрослых по вопросам карьеры
- консультирование педагогов и психологов по вопросам организации
Работа в ведущих организациях и учреждениях
- МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
- Министерство образования РФ
- Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
- МГППУ
Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.
Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.
Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.
Научные интересы
Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.
Диссертации
Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".
В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.
Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".
В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).
Основные труды
- "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
- "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
- "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
- "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
- Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
- Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
- Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
- Карточные профконсультационные методики
- Карточно-бланковые профориентационные игры
- Игровые профориентационные упражнения
- Профориентационные игры с классом
Пряжников Н.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(Учебно-методическое пособие)
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 .
В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).
В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.
Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-профконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
| 9 |
1.1. Общие тенденции развития профориентации | 9 |
1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла | 13 |
1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития | 14 |
1.4. Основные факторы профессионального самоопределения | 15 |
1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов | 15 |
1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности | 18 |
1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры | 20 |
Контрольные вопросы к Главе 1 | 23 |
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
| 24 |
2.1. Цели и задачи профессионального самоопределения | 24 |
2.2. Организационные принципы профориентации | 25 |
2.3. Профориентация как система | 33 |
2.4. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях | 35 |
2.5. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы | 37 |
Контрольные вопросы к Главе 2 | 38 |
Глава 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
| 39 |
3.1. Общее представление о практической профоринетационной методике | 36 |
3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям | 39 |
3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации | 42 |
3.4. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики | 45 |
3.5. Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств | 47 |
3.6. Общие рекомендации по составлению профориентационных программ | 50 |
3.7. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий | 50 |
3.8. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций | 52 |
3.9. Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами | 53 |
3.10.Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи. | 54 |
Контрольные вопросы к Главе 3 | 58 |
Глава 4. ВАРИАНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
| 59 |
4.1. Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий) | 59 |
4.2. Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий | 64 |
4.3. Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников | 67 |
4.4. Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения | 69 |
4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях | 70 |
Контрольные вопросы к Главе 4 | 72 |
Глава 5. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
| 73 |
5.1. Профориентационные игры с классом | 73 |
| 73 |
Игра «Ассоциация» | 75 |
Игра «Угадай профессию» | 76 |
Игра «Пришельцы» | 81 |
Игра «Советчик» | 82 |
Игра «Профконсультация» | 83 |
5.2. Игровые профориентационные упражнения | 87 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 87 |
«Кто есть кто?» | 88 |
«Автопортрет» | 89 |
«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой) | 90 |
«День из жизни…» («Сон из жизни…») | 91 |
«Цепочка профессий» | 92 |
«Ловушки-капканчики» | 93 |
«Эпитафия» | 94 |
5.3. Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы») | 96 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 96 |
«Кто? Что? Где?» | 98 |
«Формула» | 107 |
5.4. Игровые карточные методики | 111 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 111 |
«Человек-Судьба-Черт» | 112 |
«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт) | 123 |
5.5. Настольные профориентационные игры | 127 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 127 |
«Или-Или» | 129 |
«Страна богатых и умных» | 142 |
5.6. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения | 161 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 161 |
«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е.А.Климову) | 162 |
Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП) | 165 |
Схема альтернативного выбора | 167 |
5.7. Игры-дискуссии | 174 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 174 |
«Заработная плата работника» (ЗПР) | 175 |
«Свобода, ответственность, справедливость» (СОС) | 180 |
5.8. Карточно-бланковые игры | 182 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 182 |
«Комплимент» | 184 |
«Медоворот» | 189 |
«Сударь-государь» | 191 |
«Болван» | 196 |
5.9. Бланковые игры с классом | 201 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 201 |
«Бизнес-риск-мен» | 202 |
«Я – компаньон» | 205 |
«Торг» | 209 |
5.10. Активизирующие опросники | 224 |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | 224 |
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) | 228 |
«Будь готов!» | 231 |
«Как поживаешь?» | 246 |
«За и против» | 255 |
Контрольные вопросы к Главе 5 | 278 |
Заключение | 280 |
Литература | 282 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.
В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).
Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы – «Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.
Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.
Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем «диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).
После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.
Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.
«Самоопределение» понимается как поиск и постоянное уточнение смысла будущей жизнедеятельности. Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др. Рассматриваются эти разные варианты самоопределения и отмечается не только их взаимосвязь, но и возможные противоречия.
Освещены обобщенные варианты и методы ориентировки в различных «пространствах» самоопределения. Сами психологические «пространства» рассматриваются как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. Каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в его основу. Психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности надо уметь ориентироваться. Выделены основные группы, на которые можно условно разбить психологические «пространства» самоопределения, в частности, типология вариантов планирования жизни и карьеры, типологии видов трудовой деятельности, типологии профессий. Подчеркивается, что самоопределяющемуся человеку важно понять, что станет смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам. Представлены различные методы, позволяющие человеку самоориентироваться (по сути, самоопределяться) в сложных «пространствах» карьерных и жизненных выборов. Особое внимание уделяется самоопределению детей в подростковом возрасте. Обозначена созвучность многих современных подходов в профориентации идеям П.Я. Гальперина об «ориентировках».
Самоопределение как поиск смысла
Самоопределиться, значит сделать определенный выбор. Это может быть выбор профессии («профессиональное самоопределение»), выбор нравственной позиции («личностное самоопределение»), выбор своего места в обществе, связанный с образом и стилем жизни, со статусом в различных социальных группах («социальное самоопределение»), выбор вариантов проведения досуга («досуговое самоопределение») или даже выбор типа семейных взаимоотношений («семейное самоопределение») и др.
Часто разные типы самоопределения взаимодополняют друг друга, хотя между ними может и быть определенный конфликт, когда, например, профессиональные выборы не позволяют сделать определенные выборы досуга или, когда социальное или личностное самоопределение не позволяет реализовать некоторые семейные выборы (другие члены семьи возражают, «не понимают» и т.п.).
Каждый раз человек как бы спрашивает самого себя, зачем мне это надо, какой для меня смысл в тех или иных выборах? Разные авторы часто связывают самоопределение с поиском смысла (Климов, 1993; Кон, 1984; Франкл, 1990; Щедровицкий, 1993). При этом разводят самоопределение как результат (найденный смысл) и как процесс (непрекращающийся поиск и уточнение смысла) (Пряжников, 2016, С. 144–149). Можно предположить, что именно творческие люди часто отдают предпочтение самоопределению как процессу. Об этом, например, размышлял еще Н.А. Бердяев, говоря о том, что «пусть он и не знает смысл жизни, но само искание этого смысла уже придает жизни смысл» (Бердяев, 1990, С. 74). Проблема возникает тогда, когда этих смыслов оказывается слишком много и в них необходимо как-то сориентироваться.
Психологические «пространства» самоопределения
Сами психологические «пространства» рассматриваются нами как метафора, отражающая и упорядочивающая некое поле поиска смыслов самоопределения. При этом каждое такое «пространство» строится по определенному принципу, определяемому теми критериями, которые положены в основу данного «пространства». Соответственно, психологических «пространств» может быть множество, и в этом множестве самоопределяющейся личности тоже надо как-то сориентироваться. Например, человек размышляет о выборе профессии, и тогда ему могут помочь различные типологии профессий, а также – критерии, по которым построены те или иные типологии. В России одна из наиболее известных типологий профессий разработана Е.А. Климовым и названа им «формула профессии» (Климов, 1990, С. 110–114). Типология построена в виде «ярусов», которые отражают основные группы признаков профессии:
предметы труда;
цели труда;
средства труда;
условия труда.
Соответственно, в каждой группе выделяются уже конкретные признаки. Например, в предметах труда человек (субъект труда) взаимодействует с природой, с техникой, со знаковыми системами, с другими людьми, с художественными образами. С помощью таких более конкретных признаков можно описать многие профессии (или группы профессий). Это и позволяет человеку, во-первых, сориентироваться в том, что его интересует (какие признаки наиболее значимы для него) и, во-вторых, по этим признакам уточнить для себя и выбор самой профессии. По сути, каждый такой признак можно рассматривать как «ориентирующий» (по П.Я. Гальперину) и даже как «смыслообразующий» (по А.Н. Леонтьеву). В совокупности эти признаки задают полную психологическую структуру будущего труда (по Е.А. Климову) и составляют основу «правильного» выбора, о котором человек впоследствии не будет жалеть.
Но типологий профессий довольно много и многие из этих типологий в своей основе имеют другие основания. Например, в типологии «наук» (как сфер деятельности) известного общественного деятеля ХVII века Татищева в качестве такого основания берется «польза для общества», и все профессии разбиваются автором на пять групп, начиная от «наук нуждных» и кончая «науками вредительными» (Татищев, 1979). В типологии Струмилина, разработанной еще в 20-е годы прошлого века, в качестве основания берется уровень самостоятельности работника и, соответственно, все профессии разбиваются на группы, начиная от рутинных «исполнительских» (с минимальной степенью самостоятельности) и кончая творческими (с высокой степенью самостоятельности) (Струмилин, 1983).
Сами психологические «пространства» условно можно разбить на следующие основные группы:
своих возможностей,
уровня своих притязаний,
информированности о выбираемых профессиях и учебных заведениях,
своих склонностей,
позиции своих родных и близких;
позиций своих друзей и одноклассников;
позиции учителей, школьных педагогов;
наличия личного профессионального плана – ЛПП.
планирование реалистическое (с учетом своих ресурсов) и романтическое (без должного учета своих ресурсов);
«событийный подход», когда вся жизнь рассматривается как последовательность ярких и значимых «событий», которые и обеспечивают ощущение «состоявшейся» жизни и карьеры;
«сценарный подход», когда человек ориентируется на готовые и часто социально одобряемые варианты организации своей жизни, что особенно важно для людей, которые не хотят (или боятся) рисковать и желают ориентироваться, пусть не на выдающиеся достижения, но все же на какой-то гарантированный успех.
творческие варианты планирования жизни, предполагающие более высокие риски (включая и риски быть не понятыми окружающими), но зато и более интересную, самобытную и успешную жизнь. Творческие варианты также предполагают готовность решать сложные проблемы, готовность переживать в случае неудачи и, одновременно, готовность сохранять творческий настрой в случае больших достижений (без зазнайства и «головокружения от успехов»).
Варианты оценки (осмысления) самой ситуации самоопределения. Например, в известном «восьмиугольнике выбора профессии», предложенном Е.А. Климовым (Климов, 1990, С. 121– 128), сама ситуация профессионального самоопределения определяется с учетом восьми основных факторов:
При этом именно ЛПП является интегрирующим фактором, а качество этого плана определяется тем, насколько учтены все другие факторы. Поэтому можно делать выбор, ориентируясь как на полную систему факторов, так и на неполную (например, только на склонности) или, наоборот, более полную (на 2–4 фактора). Здесь уместно вспомнить П.Я. Гальперина, который говорил о необходимости учета основных ориентирующих признаков и, в соответствии с этим, даже выделял свои знаменитые «типы ориентировки» (Гальперин, 2002). Заметим, что Е.А. Климов на лекциях и в «живом» общении часто говорил о близости своих взглядов взглядам П.Я. Гальперина, а также о том, что одним из центральных понятий профориентации является понятие «ориентировка».
В некоторых случаях ситуация самоопределения (более конкретных карьерных и жизненных выборов) часто определяется с учетом более развернутой системы факторов. Например, в методике «Схема альтернативного выбора» конкретные варианты (профессии, специальности и места дальнейшего обучения после школы) выбираются с учетом разнообразных факторов, отражающих и особенности будущей работы, и особенности обучения в конкретных вузах и колледжах (Пряжников, 2008, С. 200– 207). Учитываемых факторов довольно много (несколько десятков), но в методике заложена важная идея – выбор самим клиентом наиболее значимых для себя факторов, что позволяет говорить об учете его ценностно-смысловых ориентаций.
Данная методика позволяет также работать в режиме диалога консультанта с клиентом. Но, поскольку изначально не все клиенты знают правила выбора, заложенные в методике, то консультант постепенно (поэтапно) обучает клиента этим правилам. И в итоге, мы можем говорить, что клиент с помощью консультанта освоил «Схему альтернативного выбора» применительно к данному конкретному выбору или готов переносить эти правила и в другие ситуации (говоря языком П.Я. Гальперина, – переносить на другие задачи), что позволяет надеяться на освоение клиентом самого метода выбора карьерного варианта. В этом случае мы уже близки к формированию субъекта самоопределения, способного (обученного) самостоятельно и осознанно решать вопросы профессионального выбора уже без помощи консультанта.
Типологии профессий, а также производные от них – типологии специальностей, должностей и т.п. К сожалению, многие типологии профессий часто не отражают всей сложности будущего профессионального труда. Например, связанного с сознательным или «вынужденным» нарушением закона или, что еще хуже, связанного с нарушением норм морали и совести (унижение клиентов, заказчиков, посетителей или несправедливое распределение доходов, когда зависимые от данного работника люди не могут, а то и «не смеют» отстаивать свои права).
В итоге, мы получаем неполную ориентировку в особенностях будущей работы и часто делаем ошибочные выборы или неэффективно ведем себя в сложных профессиональных ситуациях. Проблема в том, что о многих «социально сомнительных» аспектах будущей работы со школьниками, а иногда и со студентами, сложно говорить откровенно «по этическим соображениям». Вероятно, специалистам по психологии труда (и по профессиографированию) еще предстоит найти те средства, которые, с одной стороны, позволят ориентироваться во всех важных аспектах профессий, а с другой стороны, не вызовут возмущение тех, кто всячески «оберегает» детей и подростков от излишних переживаний и от «ненужных» размышлений и сомнений.
Типологии видов трудовой деятельности, не обязательно профессиональной, а, например, досуговой, необходимой для самореализации личности в тех сферах, где по разным причинам сложно быть официальным профессионалом (спорт, поэзия, актерское мастерство, философия, волонтерство и др.).
Типологии вариантов решения карьерных вопросов, начиная от самостоятельного поиска и кончая обращением к разным специалистам, занимающимся профконсультированием (службы занятости, психологические центры, частные кадровые агентства, тренинговые группы карьерного роста, коучи в организациях и т.п.).
Типология вариантов планирования жизни и карьеры. Она включает в себя:
Таким образом, важно понять, что нужно самоопределяющемуся человеку, что станет для него важнейшим смыслом его будущей профессиональной деятельности, и насколько все это будет соответствовать/не соответствовать другим его жизненным замыслам.
Возрастно-психологические особенности уточнения смысла самоопределения
Известно, что сама готовность к поиску смысла развивается вместе с развитием личности. На ранних этапах развития ребенок с помощью взрослого чаще воспринимает мир профессионального труда больше позитивно, и мы считаем, что так и должно быть. Но по мере взросления у него (уже в подростковом возрасте) могут появиться первые сомнения в «исключительной позитивности» мира взрослых. Например, когда ребенок все чаще слышит о том, что далеко не всегда честные и квалифицированные работники получают достойные зарплаты и, наоборот, ленивые и жадные могут быть миллионерами и даже миллиардерами… Мы называем это «кризисами разочарования».
Часто подросток нуждается в серьезных разговорах и осмыслении своих «открытий» и «разочарований». Взрослый (психолог-профконсультант) не должен усугублять ситуацию и призывать его ненавидеть окружающий мир (при такой ориентации и до экстремизма не далеко). Взрослым надо, отмечая реальные проблемы общества (экономики и даже политики), ориентировать размышляющего подростка на решение этих проблем цивилизованным способом. Например, получать образование, делать карьеру, занимать со временем видное место в обществе, в профессиональной среде, а потом ответственно решать эти проблемы, опираясь на опыт, на знания и свой признанный окружающими статус. Заметим, что при таком подходе мы можем говорить и о полноценном формировании гражданской позиции (как антитезе формирования деструктивных ориентаций).
В дальнейшем развитии человек все более ориентируется на ценностно-смысловые аспекты своей жизни и карьеры. Поэтому многие авторы, говоря о развитии взрослого человека, в качестве важнейшего критерия перехода к следующему этапу развития (и профессионального и личностного) часто называют изменение системы ценностей (Ливехуд, 1994; Фромм, 1992). Таким образом, для развивающегося человека поиск и уточнение смыслов своей жизнедеятельности (включая профессиональный труд) становится все более важным. Хотя многие авторы отмечают, что далеко не всем удается по-настоящему изменить свое ценностное отношение к миру и к самому себе, и многие остаются как бы «застрявшими» в развитии (Ливехуд, 1994; Шихи, 1999).
Варианты практической помощи самоопределяющейся личности
В различных методах профконсультирования так или иначе смоделированы те или иные психологические «пространства» самоопределения или основания, на которых эти пространства» строятся. Ниже кратко представлены основные варианты такого моделирования.
Использование тестов и опросников. Часто результатом тестирования оказывается соотнесенность желаний (или самооценок) обследуемого с определенным набором шкал или параметров, которые в совокупности представляют собой определенное «пространство» выбора. Например, в известной методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Климов, 1990, С. 143–152) смоделировано пространство основных «предметов труда»: природа, техника, человек, знаковые системы и художественный образ. Но, как уже отмечалось выше, Е.А. Климов предложил и гораздо более обстоятельную типологию, куда включены цели, средства и условия труда. Как видим, даже такая известная и признанная методика отражает далеко не все особенности будущих профессий. К сожалению, этим «грешат» и многие другие тесты, используемые в профориентации, что объясняется стремлением к повышению достоверности обследования хотя бы по ограниченному набору параметров.
Моделирование основных признаков выбираемых объектов (профессий, учебных заведений, карьерных планов и др.) в специальных игровых процедурах. Например, в игре «Угадай профессию» нам не важна ее высокая валидность и достоверность (как при тестировании). Наша задача при ее проведении скорее просветительская и информационная – познакомить учащихся с более полным набором признаков профессионального труда. За основу мы взяли «Формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым и добавили много новых групп характеристик профессий: особенности общения, характер подвижности работника, доминирующие виды ответственности работника, типичные трудности и неприятности работы, различные ее особенности, необходимый для ее осуществления уровень образования. В других игровых методиках моделируется типичный рабочий день (например, игровая методика «День из жизни»), демонстрируются различные моральные аспекты труда (например, игра «Бизнес-рискмен») и пр. (Пряжников, 2008, С. 105–257). В более сложных играх моделируется вся жизнь человека, реализующего разные моральные позиции: «труженика», «лентяя», «бездарности» (например, в игре «Три судьбы») (Пряжников, Румянцева, 2013, С. 194–197).
Совместное с клиентом выделение основных параметров, задающих те или иные «пространства» самоопределения. Здесь предполагается знакомство клиента (или группы) с разными возможными критериями и соответствующими «пространствами» выбора. После чего клиент может самостоятельно дополнять предложенные профконсультантом критерии своими собственными. Это хорошо реализуется в виде «схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения». Продуктивно использовать здесь различные задачи-ситуации (кейсы), на примере анализа которых можно показать сам принцип использования «схемы». В итоге, на примерах совместно решаемых задач «схема» постепенно осваивается клиентом (группой), после чего может использоваться обучаемыми самостоятельно.
Простое знакомство клиентов (группы) с различными критериями построения «пространств» самоопределения и с самими такими «пространствами». Такое знакомство позволяет выделить для самоопределяющейся личности определенное поле выбора, а также выявить себя в этом поле. Например, мы можем даже не проводить известную методику Айзенка по оценке свойств нервной системы – EPQ (Практическая психодиагностика, 1999, С. 121–141), а просто нарисовать на доске (или показать на экране) «круг Айзенка», прокомментировав его. Потом надо предложить школьникам определить свое место в пространстве этого круга. Когда мы проводили подобную процедуру, то с удивлением обнаружили, что точки, обозначенные школьникам до проведения опросника, во многом совпали с результатами самого опросника (совпадения на уровне 80–85%). Это означает, что, если клиенту (группе) понятно объяснить критерии построения тех или иных пространств самоопределения, то на основе самооценки многие готовы определить себя в этих пространствах даже без традиционного использования в таких случаях тестов и опросников.
Конечно, мы не против тестов и опросников, но лучше дополнять их и такими методами работы, при которых степень самостоятельности обучающихся заметно повышается. Тогда мы можем надеяться на формирование у них методов решения сложных карьерных (и других жизненных) вопросов, а в идеале – надеяться и на развитие полноценных субъектов самоопределения (профессионального, личностного, жизненного, социального и пр.).
Литература:
Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии . – Москва: Мысль, 1990. – 220 с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов . – Москва: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии . – Москва: Издательство Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.
Климов Е.А. Как выбирать профессию . – Москва: Просвещение, 1990. – 159 с.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий . – Обнинск: Принтер, 1993. – 57 с.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание . – Москва: Политиздат, 1984. – 335 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью . – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.
Практическая психодиагностика. Методики и и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский . – Самара: Бахрах, 1999. – 672 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика . – Москва: Академия, 2008. – 320 с.
Пряжников Н.С. Профориентология . – Москва: Юрайт, 2016. – 405 с.
Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентация в системе социального волонтерства // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 45–55. doi: 10.11621/npj.2017.0106
Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4 – С. 33–43.
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся . – Москва: Академия, 2013. – 208 с.
Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда. Тексты (20–30-е годы XX века) / под. редакцией В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. – Москва: Идательство Московского университета, 1983. – С. 104–113.
Татищев В.Н. Избранные произведения . – Ленинград, 1979. – 464 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла . – Москва: Прогресс, 1990. – 368 с.
Фромм Э. Человек для себя . – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.
Шихи Г. Возрастные кризисы . Ступени личностного роста. – Санкт-Петербург: Ювента, 1999. – 436 с.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования . – Москва: Эксперимент, 1993. – 154 с.
Choi, Y., Kim, J., & Kim, S. (2015). Career Development and School Success in Adolescents: The Role of Career Interventions. Career Development Quarterly, 63(2), 171–186. doi:10.1002/cdq.12012.
Hammond, M. S., Michael, T., & Luke, C. (2017). Validating a Measure of Stages of Change in Career Development. International Journal For Educational And Vocational Guidance, 17(1), 39–59. doi: 10.1007/s10775-016-9339-5
Harris-Bowlsbey, J. (2013). Computer-Assisted Career Guidance Systems: A Part of NCDA History . Career Development Quarterly, 61(2), 181–185. doi:10.1002/j.2161-0045.2013.00047.x.
Hershenson, D. B. (2016). Historical perspectives in career development theory. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US: Springer Publishing Co., 255–259.
Hutchison, B., & Niles, S. G. (2016). Career development theories. In I. Marini, M. A. Stebnicki, I. Marini, M. A. Stebnicki (Eds.) The professional counselor’s desk reference. New York, NY, US, Springer Publishing Co., 285–289.
Neault, R. A., & Saunders, C. (2012). Review of The Internet: A tool for career planning . Journal Of Employment Counseling, 49(1), 43–45. doi:10.1002/ j.2161-1920.2012.00005.x.
Nota, L., Santilli, S., & Soresi, S. (2016). A Life-Design-Based Online Career Intervention for Early Adolescents: Description and Initial Analysis. Career Development Quarterl. 64(1), 4–19. doi:10.1002/cdq.12037.
Periathiruvadi, S. (2016). Investigating the relationship between internet attitudes of college students and their STEM (science, technology, engineering and mathematics) career perceptions . Dissertation Abstracts International Section A, 76.
Rottinghaus, P. J., & Eshelman, A. J. (2015). Integrative approaches to career intervention . In P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh, P. J. Hartung, M. L. Savickas, W. B. Walsh (Eds.) , APA handbook of career intervention, Volume 2: Applications. Washington, DC, US: American Psychological Association, 25–39. doi:10.1037/14439-003.
Sampson, J. P., Hou, P., Kronholz, J. F., Dozier, V. C., McClain, M., Buzzetta, M., & ... Kennelly, E. L. (2014). A Content Analysis of Career Development Theory, Research, and Practice-2013. Career Development Quarterly, 62(4), 290–326. doi:10.1002/j.2161-0045.2014.00085.x.
van Tuijl, C., & van der Molen, J. H. (2016). Study Choice and Career Development in STEM Fields: An Overview and Integration of the Research. International Journal Of Technology And Design Education, 26(2), 159–183. doi: 10.1007/s10798-015-9308-1
Watson, M., Nota, L., & McMahon, M. (2015). Evolving stories of child career development . International Journal For Educational And Vocational Guidance, 15(2), 175–184. doi:10.1007/s10775-015-9306-6.
Для цитирования статьи:
Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.144-150
Prjazhnikov N.S. (2017). Guidance methods in psychological «spaces» of self-determination. National Psychological Journal. 3, 121-135.
И профессиональной деятельности.
Биография
Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи . Мать Пряжникова Маргарита Павловна - экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич - инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич - управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.
Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.
Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.
Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.
Вошёл в Топ-100 самых цитируемых и Топ-100 самых продуктивных российских учёных, по данным РИНЦ .
Пряжниковым разработана и апробирована теоретическая модель профессионального и личностного самоопределения человека в единстве методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических и этических принципов. Он является автором оригинальных исследовательских процедур и практико-ориентированных методик активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности на различных возрастных стадиях человека.
Преподавательская деятельность
· «Активные методы профконсультирования»,
· «Этика профессиональной деятельности психолога»,
· «Профессиональное образование взрослых» и др.
«Организация труда профконсультанта», «Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения», «Управление профессиональной карьерой и личностным ростом», «Основы профессионального самоопределения».
По совместительству работает на кафедре управления персоналом и психологии в Финансовом университете при Правительстве РФ , на кафедре психологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова , на кафедре психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ).
Основные публикации
Автор более 120 научных публикаций и учебных пособий. Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике −2006», который проводит Объединённая редакция журналов «Демократическая школа» и «Новые ценности образования».
· Пряжников Н. С. Профессия, специальность, квалификация, профессиональная карьера в сборнике Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Методика для преподавателя и профконсультанта. Место издания: РАО Москва;
Статьи
· Priazhnikov N.S. Business game as a means of activating vocational self-determination of schoolchildren в журнале Voprosy Psikhologii, издательство Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR (Russian Federation), № 4;
· Возможности творческой самореализации педагогов и профконсультантов в досуговом самоопределении школьников в журнале Современные проблемы науки и образования, № 5;
· Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении в журнале Вопросы психологии, издательство Педагогика (М.), № 4;
· Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы в журнале Современные проблемы науки и образования, № 4;
· Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 3;
· Пряжников Н. С. Проблема критериев и средств оценки эффективности профориентации в организации в журнале Управленческие науки в современной России, том 1, № 1;
· Пряжников Н. С. Проблема непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» в журнале Школа и производство, № 7;
· Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные профориентационные игры «Пришельцы», «Ветеран» и "Бездельник в журнале Школа и производство, № 6;
· Пряжников Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 4.
Доклады на конференциях
· Использование в профоринетационной работе «активных форм». Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение и профессиональное становление молодежи - важнейшее условие социально-экономического развития государства», Санкт-Петербург, 29 апреля, Россия, 2014
· Психологические барьеры реализации профессионального образования в сборнике Материалы международной конференции "Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 веке. 8-10 октября 2008 г , место издания Кисловодск , с. 311-317
· Пряжников Н. С. Представления подростков о медицинских противопоказаниях по разным профессиям как фактор их профессионального самоопределения. Международная конференция «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях сохранения и укрепления здоровья» 15-16 октября. Кемерово, 2013
· Пряжников Н. С. Проблемы критериев и средств оценки эффективности профориентационной работы с персоналом в организации. Научная конференция «Управленческие науки в современной России», Москва, 21-22 ноября 2013, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Финуниверситет при Правительстве РФ, Россия, 2013.
Тезисы докладов
· Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Булатов Ф. В. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности в сборнике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века (Курск, 29-30 октября , место издания ООО «Планета» Курск , тезисы, с. 86-92
· Уровневый подход к оценке эффективности профессиональной ориентации в сборнике Материалы 111 Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 21-22 октября 2015 г , место издания ФИРО Москва , том 6, тезисы, с. 32-37
· Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России в сборнике Межрегиональная конференция «Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее», Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7 , место издания Иркутск , том 536, тезисы, с. 4-7
· Моргун В. Ф., Палихов А. Г., Пряжников Н. С. Уровни освоения способа решения задач и тип ориентировки в творческих задачах в сборнике Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 2 , место издания МГУ М , том 2, тезисы, с. 99-100
Похожие статьи