Г. П. ШалаеваКто есть кто в мире мифологии и религии. Поклонение солнцу в египте Кто такой Пан

Первоначально Сет как и Гор был покровителем царской власти и не имел тех негативных качеств, которыми его наделили после объединения страны. Фараоны Верхнего и Нижнего Египта считались воплощением бога на земле, сочетая в себе функции военного вождя и верховного жреца. Соответственно они носили и имена «своих» богов, так, среди царей Верхнего Египта были Гор Скорпион, Гор Двойник, а все фараоны Нижнего Египта носили имена Сет. Последний фараон II династии единого Египта объединил в своем титуле имена Гор и Сет, после чего иероглиф Гор-Сет стал читаться как «царь». В последующий времена встречались фараоны, именовавшие себя Сетом (Сети), однако с распространением культа Осириса этот бог стал рассматриваться как воплощение злого начала.

В период Древнего царства с возвышением V династии, происходившей из Гелиополя, местный бог Ра стал общегосударственным и был отождествлен с Гором. Однако, Гор и Сет сохраняли свое ведущее положение еще в течении довольно долгого времени.

Бога Ра считались воплощением солнца, создателем земли, людей и других богов, которые возникли из его слез. Согласно мифам, днем Ра плывет по небесному Нилу в барке Манджет и освежает землю. Вечером он пересаживается в барку Месектет и и подземному Нилу спускается в преисподнюю, где каждую ночь сражается со змеем Апопом и побеждает его. Хтоническое чудовище Апоп выпивает все воды Нила и карается за это солнечным богом.


Постепенно в Древнем Египте появились центры систематизации мифов, которыми стали наиболее крупные города страны: Гелиополь, Гермополь, Мемфис и Абидос. В этих городах сформировались мифологические школы, основные различия между которыми заключались в космогонии, т.е творении земли и человека. В Гелиополе считали, что первоначально существовал только океан, из которого поднялся первый остров. На этом острове вырос лотос, из цветка которого появился молодой бог Солнца Ра. Немного позднее здесь разработали более сложную схему происхождения мира и богов, в которой принимала участие так называемая гелиопольская «девятка». Согласно этой схеме, древнейший земляной холм Атум породил первое мужское божество Шу – воздух, и женское божеством Тефнут -- влага. Шу и Тефнут родили мужского бога земли Геба и женскую богиню неба Нут. Брак неба и земли дал жизнь четырем богам: Осирису, Исиде, Сету и Нефтис. Осирис и Исида породили Гора.


В Мемфисе, культовом центре бога мудрости Птаха, считали, что это божество задумало творение в своем сердце и назвало задуманное языком. Так возник Атум, восемь богов-двойников Птаха, земля, люди и животные. Многие ученые справедливо считают, что более поздняя гелиопольская «девятка» восходит к учению мемфиских жрецов. В Гермополе почитали бога Тота, который считался языком Птаха. Тот почитался как создатель времени, языков, письменности и счета. Это божество отождествлялось с Луной и часто изображалось позади Ра-Солнца. Кроме того, Тоту принадлежала ведущая роль в погребальном ритуале.


Мужского бога как создателя мира почитали также в Элефантине. Здешние жрецы считали, что после сотворения земли бог Хнум вылепил человека на гончарном круге.

В эпоху Среднего царства во времена правления фиванских династий начинается возвышение Амона, солнечный бог города Фив. В самом начале Нового царства Амон был отождествлен с Ра и стал главным общегосударственным богом. Теперь его поставили во главе гелиопольской «девятки». С Амоном связано дальнейшее обожествление фараонов. Официально считалось, что фараон рождается от соединения Амона и царицы-матери, которой бог является в образе ее мужа.


В конце Нового царства верховным богом Египта стал Осирис. Вначале он почитался в восточной части дельты Нила как божество плодородия и производительных сил природы. Затем центр его культа переместился в Абидос, место погребения царей, где стал олицетворением умершего фараона, который воскресал подобно богу. В конце III тыс. до н.э. влияние Осириса возросло настолько, что он вытеснил бога мертвых и преисподней Анубуса и сам занял его место. Осирис стал основой мира, который он держал на своих плечах, а из его пота вытекал Нил.


Вскоре Осирис был отождествлен с Амоном-Ра и стал последним верховным божеством фараоновского Египта. Царствуя в Египте, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства. С его помощью люди стали сеять злаки, сажать виноградники, изготовлять пиво и вино, выпекать хлеб. Именно Осирис научил египтян добывать и обрабатывать медную и золотую руду, строить города, врачевать. Но злой бог Сет завидовал брату и сам хотел править Египтом. Поэтому он убил Осириса. Исида нашла труп мужа, оплакала его вместе со своей сестрой Нефтидой и затем похоронила. Спасаясь от преследований Сета, Исида с новорожденным сыном Гором скрывались в болотах дельты Нила. Возмужав, Гор вызвал Сета на поединок и, победив его, потребовал перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса себе, как единственному сыну умершего царя. Гор получил царство и затем воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око, которое Сет вырвал у Гора во время поединка. Однако Осирис не возвратился на землю и остался царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

В этом мифе об Осирисе отразились представления древних египтян о смене времен года. Они считали, что летом дух растительности умирает, а с разливом Нила воскресает вновь. В египетских текстах Осирис упоминается как «владыка виноградной лозы», «ячмень и хлеб», «свежая вода Нила». Цвет кожи Осириса на египетских росписях -- зеленый, его корона сделана из стеблей папируса, он всегда изображался с каким-нибудь растением: лотосом, виноградной лозой, деревом.


С конца Среднего царства не только фараоны, но и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом. Имелось в виду, что все праведники воскреснут после смерти. Бог Осирис считался также судьей над душами умерших. После смерти египтянин представал перед Осирисом, в присутствии которого на одну чашу весов клали заключенную в сердце душу покойного, а на другую – изображение богини Маат, повелительницы справедливости и порядка. Праведник попадал в рай, а грешника пожирало чудовище Амт – существо с телом льва и головой крокодила.


По представлениям древних египтян, загробная жизнь была прямым продолжением земного существования, поэтому необходимо было сохранить тело усопшего, для чего и применяли бальзамирование. Египтяне верили, что у человека есть две души: ба и ка. Ба – это жизненная сила личности в образе птицы с человеческим лицом, которая днем выходит из могилы на поверхность, поднимается на небо к богам, а ночью странствует по подземному царству. Ка рассматривали как персональную судьбу, сопровождающую человека при жизни и после смерти. Первоначально ба и ка обладали только боги и фараоны, но начиная с эпохи Среднего царства стали считать, что они есть у всех людей независимо от их социального происхождения.

Каким богам поклонялись древние египтяне. Египтяне верили в то, что миром управляют боги. Они представляли их в виде людей с головами животных. Бога Солнца Ра считали отцом богов и людей, всего живого на Земле. Египтяне изображали Ра в виде человека с головой сокола, увенчанного солнечным диском.

Считалось, что каждое утро Ра на золотой лодке выплывает из-за восточных гор и плывёт по небу на запад. Солнечный диск на его голове дарует миру тепло и свет. С появлением Ра оживает природа, просыпаются люди и птицы. Но вот наступает вечер, и золотая ладья бога скрывается за горами на западе.

В этих горах есть пещера, по которой Ра спускается под землю и плывёт по текущей там реке обратно на восток. Но под землёй его подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея. Апоп не хочет пропустить Солнце на землю. Ра вступает с ним в борьбу и побеждает. Египтяне почитали Ра как покровителя фараонов и защитника всех простых людей.

Рис. Музыкант восхваляет бога Ра. Древнеегипетский рисунок

  • Как вы думаете, почему главным среди богов египтяне считали бога Солнца?

Одним из наиболее уважаемых был бог Тот. Его считали покровителем мудрости и знаний. Люди верили, что именно он изобрёл письменность и научил их различным наукам. Тота изображали в виде человека с головой длинноклювой птицы ибис.

Ещё одним почитаемым божеством был бог Нила Хапи. Так египтяне называли и Нил. Они верили, что Хапи живёт далеко на юге, в каменной пещере. Там из волшебного кувшина он день и ночь льёт на землю воду, питающую реку. От воли Хапи зависят разливы Нила, а значит, и жизнь Египта.

Богиню Бастет считали покровительницей женщин и женской красоты. Её представляли в виде грациозной кошки, которая была у египтян священным животным.

Жрецы - служители богов. Древние египтяне боялись гнева богов, которые, как они полагали, наблюдают за жизнью людей и подмечают все хорошие и плохие поступки. Они награждают добрых и наказывают дурных и невнимательных к ним людей. Если боги разгневаются, то могут наслать на человека или на всю страну беды, болезни, неурожай.

Чтобы избежать гнева высших сил, им приносили жертвы, строили храмы. В храме устанавливали статую того бога, которому он посвящался. Египтяне верили, что бог вселяется в это изображение. Но общаться с ним могли лишь специально подготовленные жрецы. Только они знали священные молитвы, с которыми надо обращаться к богам.

Рис. Фараон с жертвенным алтарём

Если человек хотел попросить бога о помощи, то вначале он должен был обратиться к его служителю и непременно с жертвоприношением, которым надо было умилостивить бога. Это могло быть животное, продукты, красивое украшение. Жрец клал жертву на специальный камень - алтарь, стоявший перед статуей бога. При этом он обращался к нему с молитвами. Жрец натирал статую ароматическими маслами, одевал её в дорогие одежды, окуривал благовониями. После окончания обряда он по особым приметам узнавал, принял ли бог жертвы, и сообщал об этом просителю. Простым египтянам не разрешалось входить в храмы. Делать это могли только жрецы. Простым людям позволяли лишь приближаться к вратам храма, чтобы передать служителям принесённые жертвы.

Храмы Древнего Египта. Храмы строили в виде огромных прямоугольных зданий. Их возводили на каменных террасах и окружали стенами, в которых оставляли узкий проход. Пройдя через него, можно было попасть во внутренний двор, украшенный колоннами. Им придавали сходство со связками стеблей папируса или стволами пальм, увенчанных цветами. Проходя между колоннами, можно было подумать, что идёшь сквозь чащу каменных деревьев. Лишь миновав этот сказочный каменный лес, человек попадал в сам храм.

Рис. Древнеегипетский храм

После залитого яркими солнечными лучами двора огромное внутреннее помещение храма казалось тёмным, мрачным и таинственным. Здесь царил полумрак, свет шёл лишь сквозь небольшие отверстия, находившиеся под крышей. Торжественность обстановки подчёркивали ряды массивных колонн. Стены храма были украшены рельефами, прославлявшими богов и фараонов. Прошедший сквозь главный зал попадал в святилище. Здесь помещалась статуя бога. Но войти сюда могли лишь главные жрецы или фараон.

Царство Осириса. Египтяне верили, что у каждого человека есть бессмертная душа. После смерти она покидает тело и отправляется в подземное царство бога Осириса. Представ перед ним, душа должна держать ответ за те дела, которые человек совершил при жизни. Души тех, кто совершал добрые дела, ждала награда; тех же, кто творил зло, подвергали наказанию.

Египтяне считали, что душа человека может существовать вечно, но тело его - вместилище души - должно было оставаться на земле в полной сохранности. По поверьям египтян, душа время от времени возвращалась в тело. Чтобы сохранить тело умершего, его превращали в мумию - обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, после чего высушивали. Затем заворачивали в льняное полотно и клали в саркофаг, напоминавший по форме тело человека. Саркофаг помещали в гробницу, называвшуюся у египтян «домом вечности».

Рис. Захоронение фараона. Древнеегипетский рисунок

Вместе с мумией в гробницу помещали еду, одежду, оружие и другие вещи, которыми человек пользовался. В гробницу вельможи клали дорогую посуду, мебель, украшения. рядом с его саркофагом оставляли вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки людей. По представлениям древних египтян, они должны были ожить в загробном мире и превратиться в слуг. Гробницы для бедных людей рыли прямо в земле, а для более богатых и знатных вырубали в скалах. Самые великолепные «дома вечности» возводили для фараонов.

Рис. Саркофаг фараона

Величайшее из чудес света. Самое грандиозное и величественное из всего, созданного строителями Древнего Египта, - это пирамиды. Самая большая из них возведена около 2600 года до н. э. для фараона Хеопса. Её высота равна 150 метрам, а чтобы обойти вокруг неё, надо пройти около километра. Сложена пирамида из многотонных каменных плит, так хорошо обработанных и плотно пригнанных друг к другу, что в стыки между ними не вошло бы и лезвие ножа. Это сооружение - одно из чудес света. Так называют семь самых знаменитых сооружений древности. Пирамида Хеопса - единственное из чудес света, сохранившееся до наших дней.

Рис. Золотая маска из гробницы фараона Тутанхамона

Фараоны возводили грандиозные сооружения для того, чтобы обессмертить своё имя и обеспечить себе роскошную жизнь в загробном царстве. В толще каждой пирамиды строители оставляли множество помещений. Их стены украшали рельефами и рисунками, прославлявшими подвиги фараона. Здесь же размещался саркофаг и предметы обстановки дворца. Пирамиды строились руками простых египтян и рабов. На возведение каждой из них требовались десятки лет. Поэтому фараоны приказывали начинать строить пирамиды ещё при своей жизни.

Подведём итоги

Египтяне верили в бессмертие души и сооружали для умерших гробницы, самыми грандиозными из которых были пирамиды.

Жрецы - служители богов.

Рельеф - выпуклое изображение, высеченное на камне.

Пирамиды - гробницы египетских фараонов.

2600 год до н. э. Возведение пирамиды Хеопса.

    «Египтяне сами воздвигли себе памятники, перед которыми время оказалось бессильным».

    Российский историк Е. С. Богословский

Вопросы и задания

  1. Каких богов более всего почитали древние египтяне и почему?
  2. Какую роль играли жрецы в жизни Египта?
  3. Что можно узнать о жизни и религии египтян из их погребений?
  4. Сравните религиозные верования первых людей и древних египтян. Как изменились со временем религиозные представления людей?
  5. Придумайте рассказ о прогулке по египетскому храму.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.

Испокон веков в Древнем Египте принято было почитать священных животных. Основная религия этого государства сочеталась с тотемизмом. У каждого племени, в те времена, существовал свой тотем с каким-либо обожествленным животным. Но именно в Египте культ почитания животных приобрел колоссальные масштабы.
Египтяне поклонялись таким животным как, кошка, сокол, крокодил, бык, лягушка, корова и многие другие. На многих священных животных была запрещена охота повсеместно. Лишь в немногих местах иногда могли уничтожить крокодилов из-за их возросшего количества.

Поклонение животным Древнего Египта было возведено в культ до такой степени, что многих умерших обожествленных зверей мумифицировали и хоронили при местных храмах в саркофагах.

Культ Коровы и Быка.

Особое место в списке почитаемых животных занимал культ священного быка. Бык олицетворял собой плодородие, так как благодаря нему, жителям Древнего Египта удавалось удобрять почву. И, всех богов, являвшихся символами плодородия, здесь, более всего, олицетворяли с быком. Например, в Мемфисе постоянно проживал бык Апис. Он являлся, как считали местные жители душой бога Птаха. Но, для такого почитания, у быка должны были присутствовать особые признаки. Он должен был иметь белый треугольник на лбу, пятно в виде орла на шее, так же пятно в форме месяца на боку.

Еще люди преклонялись перед культом священной белой коровы Гелиополи. Божество, отожествленное с ней, звали Исида. Она считалась матерью быка Аписа. Почитали и другую богиню Хатхор. Между ее рогами на картинах всегда располагали солнце. Считалось, что она перемещает бога Ра по небесному своду.

Культ птиц.

В Древнем Египте велико было почитание таких птиц как ибис и сокол. За убийство этих священных птиц полагалась смертная кара. Ибис являлся олицетворением бога мудрости Тота, сотворившего литературу, и придумавшего письменность. Ибис ассоциировался со спокойствием и мудростью. Останки этих птиц так же бальзамировались.
Так же в Древнем Египте поклонялись соколу. Его олицетворял бог Гор, изображавшийся в виде Ра с парящим соколом, или человека с соколиной головой. Их считали защитниками фараонов.

Культ крокодилов.

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой - богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Почитание кошек.

Кошки в Египте почитались везде и всегда. Главным объектом преклонения был бог Бубастис. Считалось, что именно кошки приносят сохранность урожая, так как убивают мелких грызунов. Именно с этими животными связано множество странных традиций. При смерти кошки вся семья, содержавшая ее, соблюдала траур. За уничтожение этого животного полагалась смертная казнь. Если дом охватывало пламя, то первой выносили кошку, а уже потом спасали людей и личные вещи.

Для умерших кошек создавали специальное кладбище, где их, забальзамировав, хоронили.
К тому же этих животных отождествляли с богиней Бастет. Она хранительница домашнего очага, символ плодородия. Ее изображали в виде женщины с головой кошки.

Культ павианов и собак.

Павиан почитался, и считался одним из животных, находившимся на большом суде Осириса в мире мертвых. Иногда встречаются картины бога Тота, изображающие его павианом. Египтяне это животное возвышали и считали разумным созданием. Эти обезьяны часто жили у храмов, и даже принимали участие в религиозных обрядах.
В древнем Египте огромную роль играли боги загробного мира. Таковым считался царь подземелья мертвых Анубис. Он являлся слугой Осириса, сопровождал усопших в мир иной. Его изображали в виде шакала или собаки, или в форме человека с собачьей головой.

Культ свиней, львов и гиппопотамов.

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться.
Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама.
К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Культы других животных Древнего Египта.

Среди других почитаемых культов можно выделить лягушку. Она провожала людей в потусторонний мир, и символизировала воскрешение. Так же жизнь после смерти символизировал жук-скарабей. Египтяне часто носили амулеты с изображением этого жука. Они защищали их от злых духов, нечисти.
Необходимо отметить, что в Древнем Египте священные животные считались душами богов и часто жили вблизи храмов. Вероятно, культ животных был столь силен на землях этого государства еще и потому, что Египет - страна с небогатым животным миром, а от этого, так или иначе, зависело благополучное существование народа.


Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

1. Гарем священного быка


Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

2. Домашнее животное - гиена


Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных. 5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.

Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.

3. Причина смерти - гиппопотам


Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

4. Священные мангусты


Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами. Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев.

Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов. Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.

5. Убийство кошки каралось смертью


В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

6. Траур по кошке


Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

7. Охота с гепардами


На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

8. Город священного крокодила


Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

9. Зарождение жуков-скарабеев


Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Египтяне считали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой. И все они, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов. Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.

10. Война из-за любви к гиппопотамам


Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

С Древним Египтом связаны и самые невероятные открытия. Так, недавно стало известно, что .

Похожие статьи