Слова с е ю я после гласной. Конспект урока на тему "Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных". Правописание и, ы после шипящих

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е п ишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

Тема: Знакомство с буквами Е, е в начале слова и после согласной.

Цель:

- познакомить с новой буквой е и её ролью в слове;

- формировать чёткое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы даёт два звука [ й,э] , а после согласных букв даёт один звук [э] смягчает его;

Способствовать развитию сознательного выразительного чтения слогов, слов, речи, фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

Воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению, трудолюбие и дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийная презентация;

таблица гласных букв;

словарь Ожегова;

картинки лес, ветер, ели;

схемы;

фильм про букву Е;

Ход урока

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II . Психологический настрой. СЛАЙД 1

Человеческая улыбка - это одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое! Тогда за работу!

III . Актуализация опорных знаний.

Прочитайте буквы. А О И У Ы Э

Что объединяет их в группу? (гласные)

Назовите три признака гласных. (1. Поются

2. При произношении воздух не встречает преград.

3. Образуют слоги.)

Какие гласные указывают на твёрдость согласного звука? (А О У Ы Э)

Чтение слогов.

А на мягкость? (И)

Чтение слогов.

IY . Постановка проблемы.

1.- Посмотрите, куда мы попали? СЛАЙД 2 (лес)

А что такое лес? (словарь Ожегова )

Разделим слово на слоги. Сколько слогов? (1)

Какие звуки мы слышим, произнося слово ЛЕС?

(1 зв. - [л`] -согл., мяг., обозначаем буквой Л)

2 зв. - [э] - гласн.)

Какой буквой обозначим звук? (э)

Но с [э]- мы читаем твёрдо. Что делать?

Если после мягкой согласной слышится звук [э], то на письме обозначают буквой Е.

(Показ буквы) Вот какая особенная буква. Ещё её называют хитрой.

3 звук - [с] - согл., тв.

Какой буквой обозначим? (С)

Вывод: После мягкой согласной слышится звук [э], а пишется Е.

Азбука- фильм - Выделите звук [э]

В какой ряд поставим Е?

Чтение слогов.

Буква Е особенная, хитрая.

На что похожа буква Е? СЛАЙД 3

2. - Отгадайте, что за дерево растёт в лесу.

Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель )

Ель - это типичный лесной житель.

Как мы говорим, когда деревьев несколько? (Ели)

Посмотрите на доску и соотнесите рисунки со звуковыми схемами.


ЛЕС ЕЛИ

Почему ответы разные? Давайте разберёмся кто прав.

Y . Открытие новых знаний.

Разделите слово ЕЛИ на слоги.

Сколько слогов?

Произнесите 1 слог протяжно, чтобы услышать сколько звуков в первом слоге.

Какие звуки слышим?

([й э] , слияние, в котором 2 звука, мягкого согласного с гласным)

- Произнесите 2 слог. Из чего он состоит? (мягкого согласного с гласным)

Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первый слог?

(дети не могут)

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е . Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем одну букву е . Где стоит буква е ? (в начале слова)

Почему это особенная буква? (обозначает 2 зв., когда стоит в начале слова)

А второй слог какими буквами обозначим? (л и)

Сколько звуков и букв в слове ЕЛИ? (3 б., 4 зв.)

Вывод: В начале слова буква Е обозначает два звука.

(Чтение слов) СЛАЙД 4

ЕЛ ЕМ енот Егор

Посмотрите на деревья. Что делает ветер? (дует)

А как по другому можно сказать? (веет, воет)

Разделите на слоги.

1 слог? (во)

Какими буквами обозначим?

2 слог?

Из каких звуков он состоит?

Какими буквами обозначим?

Вывод: После гласной буква Е обозначает два звука.

YI . Постановка темы урока.

Какая буква именинница? (Буква Е.(вывесить на доску Ее)) СЛАЙД 5

ФИЛЬМ ПРО Е.

YIII . Закрепление изученного.

Наша ёлочка приготовила задание.

1. Работа с текстом.

Азбука 4 картинка.

2. Работа в парах.

Подчеркните одной чертой те слова, когда буква Е обозначает 2 звука, а двумя чертами те слова, когда буква Е обозначает 1 звук.

Проверка. СЛАЙД 6

IX . Повторение.

Игра «Наряди ель».

Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

Без чего встреча Нового года будет неинтересной?

Нарядим нашу ель.

- Давайте подарим нашей ели шар с буквой М.

Выходит ребёнок и прикрепляет букву

Что случилось?

- Была ель, получилась (мель.)

е ?

Д. Указывает на мягкость предшествующего согласного.

Какой звук мы теперь слышим на месте буквы е ?

Д. Звук [э].

Почему так получилось?

Д. Потому что буква встала за согласным.

Кто из вас знает, что такое мель ?

Д. Мелкое место на реке.

Следующий шар. (Слоги кап-, -ник,)

А если мы подарим шар с буквой Ц, то получим слово…

- Получим слово цель.

Что такое цель?

- Это то, к чему мы стремимся, идём.

Какая была цель нашего урока? К чему мы стремились?

( Научиться читать слова с новой буквой, правильно делать звукобуквенный анализ слов с новой буквой и определить, какую работу выполняет буква е .)

X . Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Почему букву Е называют «хитрой»?

Скажите, какую работу выполняет буква е, когда она стоит в начале слова и после гласной?

( Обозначает два звука.)

Какую работу выполняет буква е, когда она стоит после согласного?

( Показывает на мягкость предшествующего согласного и обозначает 1 звук.)

XI . Рефлексия. СЛАЙД5

Давайте дадим оценку нашему уроку. Как мы работали? (Дружно)

Кто был именинник на нашем уроке? (Буква Е.)

Продолжите фразу:

Меня удивило, что…

Сегодня на уроке я научился…

Дома я расскажу…

Орфография, наверное, один из самых сложных разделов русского языка. Казалось бы, существует огромное количество правил, указывающих, как же правильно писать, но во всех этих правилах есть и огромное количество исключений. Что же говорят правила о том, как употребляется гласная после гласной? Попробуем разобраться.

Гласная после гласной

Начнём с того, что, гласные звуки (а, о, у, э, и, ы) - это те, которые произносятся только голосом, без добавления шума. После мягких согласных на письме эти звуки передаются буквами я, ё, ю, е - так что их тоже в какой-то степени можно считать гласными. Переходя к вопросу орфографии, стоит отметить, что употребляемая гласная после гласной никак не влияет на правописание слова, благо, в отличие от согласных звуков они не подчиняются влиянию звуков-соседей. Но всё же некоторые изменения из-за такого соседства возникают.

Касаются они фонетического облика слова. Звуки е, е (ё), ю, я после гласных удваиваются. То есть, происходит следующая трансформация: е[э] - [йэ], ё[о] - [йо], ю[у] - [йу], я[а] - [йа]. Стоит отметить, что такие же изменения происходят и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, а также в начале слова. Например: мелкое - [м"элкайэ], ёлка - [йолка], подъезд - [падйэзд]. Очень часто в тестированиях самого разнообразного уровня встречаются задания, главная цель которых подловить учеников на незнании этого правила. Обычно в них нужно сказать, в каком слове звуков больше, чем букв или же наоборот. Всегда, когда встречается нечто подобное, нужно проверить, не начинается ли слово с гласной, нет ли в нём разделительных мягкого и твёрдого знаков, нет ли в нём гласных, которые пишутся после других гласных - если есть хоть один из выше перечисленных случаев, то практически наверняка звуков в слове будет больше, чем букв (нюансы будут в словах с разделительными знаками, которые звуков не обозначают).

Закрепление: составляем транскрипцию

Итак, закрепим это правило с помощью несложных упражнений. Задание первое: составьте транскрипцию слов с е, ё, я, ю после гласной: друзья, красивое, варенье, сладко-ягодный, объявление, стая, хороша егоза, льёт, заезд, объём.

Правильные транскрипции: [друз’йа], [красивайэ], [варен"йэ], [слаткайагадный], [абйавленийэ], [стайа], [харашайэгаза], [л"йот], [зайэст], [абйом]. В качестве комментария хотелось бы добавить, что некоторые буквы произносятся иначе, чем пишутся, этим и обуславливается наличие других звуков на их месте в транскрипции. Кроме того, все словосочетания, да и в принципе любые слова, пишутся без пробелов и прочих разделений.

Закрепление: звуки и буквы

Продолжим изучение процессов, которые происходят с я, ю, ё, е после гласной с тем самым заданием, о котором говорилось в правиле. Дан ряд слов, необходимо определить, в каких словах звуков больше, чем букв.

Яблоко, съезд, медведь, Самоа, вьюга, анонс, юла, здоровье, поёт, инцидент.

Для начала составим транскрипции слов: [йаблоко] - в начале слова я удваивается; [сйэзд] - после разделительного твёрдого знака е удваивается, но сам твёрдый знак звука не обозначает; [м"эдв"эд"] - в этом слове нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [самаа] - несмотря на то, что здесь встречается гласная после гласной, это не е, ё, ю, я - то есть она не удваивается; [в"йуга] - после разделительного мягкого знака ю удваивается, но сам мягкий знак звука не обозначает; [анонс] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [йула] - буква ю удваивается в начале слова; [здаров"йэ] - после разделительного мягкого знака е удваивается; [пайот] - после гласной ё удваивается; [инцыдент] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова.

Итак, составив транскрипции, мы видим, что, несмотря на то что в некоторых словах происходит удваивание гласных из-за их положения, звуков в слове не всегда становится больше. Таким образом, правильный ответ в этом задании яблоко, юла и поёт.

Гласные в корне

В принципе правописание гласных чаще всего связано либо с проверяемыми ударением звуками (например, безударные гласные в слове), либо с чередованием (знаменитые корни гар-гор, касс-кос, бир-бер и многие другие). Но встречаются и те слова, которые необходимо запоминать: гласные в них не подчиняются никаким правилам, например: бетон, валидол, ветчина, винегрет, интеллигенция, каморка, кобура, наваждение, палисадник, периферия, помидор, стипендия, эликсир и многие другие.

Отдельного внимания заслуживают те слова, в которых от смены непроверяемой гласной в корне слова изменяется его смысл: кАмпания (военная, предвыборная - то есть, ряд мероприятий) и кОмпания (как группа людей), сИньор и сЕньор (как итальянский и испанский варианты соответственно). В этих случаях придётся быть ещё внимательнее.

Посложнее

Итак, мы разобрались с тем, как пишется гласная после гласной, узнали немного о проверяемых и непроверяемых звуках. Теперь обратимся к правописанию гласных в соседстве с согласными. Здесь всё очень просто: всё те же правила о проверяемых и непроверяемых гласных в корнях, с окончаниями тоже всё предельно просто. Но существует отдельная каста слов, по отношению к которым бесполезно опираться на уже известные правила: это те слова, где гласные встречаются с шипящими.

Гласные с шипящими

Начнём с того, как пишутся гласные о, е после шипящих в корне слова. Если к слову можно подобрать проверочное с буквой е, то в корне под ударением нужно писать ё (ш?лк-шелка), в противном случае - о (шорох). В заимствованных словах без ударения в корне пишется буква о: шОколад, жОкей, шОвинизм. Кроме того, в словах-омонимах стоит учитывать и часть речи: глаголы пишутся с буквой ё (поджёг дом), а существительные - с о (осуждён за поджог). Что касается суффиксов, здесь всё гораздо проще. Суффикс -ов- необходимо просто запомнить: ежовый, парчовый, холщовый. В остальных случаях под ударением пишем о (мышОнок, крючОк, девчОнка), а без него - е (речЕнька, кусочЕк).

Если вы думаете, что правило о том, как пишутся гласные о, е после шипящих настолько простое, вы ошибаетесь. Что касается буквы ё, то она встречается в суффиксах. С ней пишутся существительные, заканчивающиеся на -ёр- (стажЁр), -ёвк- (бечЁвка), а также образованные от глаголов (сгущЁнка (от сгущать). Это же касается глагольного суффикса -ёвывать- (затушёвывать) и суффикса прилагательных -ён- (кручёный).

Отдельно стоит заметить, что шипящие в большинстве своём затвердевшие, то есть после них всегда пишутся гласные а, у, и. Исключение составляют только некоторые заимствования и производные от них (жюри, парашют, политбюро), а также иноязычные имена (Жюль).

Гласные и ц

Гласные о, е после ц подчиняются правилам ударения: под ним пишется о (цокот), а без него, соответственно, е (цепочка). Но здесь существует несколько исключений, как и в любом правиле языка: герцог, палаццо, скерцо, меццо, цокотуха и прочие.

Но более интересным вопросом является правописание гласных и, ы после ц: извечная дилемма. Итак, запоминаем: после ц всегда пишется и - это нужно запомнить. Исключения же запоминаются с помощью простой фразы: цыган на цыпочках стоит и цыц цыплёнку говорит. Сюда же к исключениям относится суффикс -ын- (синицын).

Запоминаем гласные с шипящими и ц

Сейчас мы разобрали основные моменты правописания гласных после шипящих согласных и ц. Для того чтобы закрепить этот материал, выполним простое упражнение. Вставьте пропущенные буквы:

Ц?каты, внуч?нька, камыш?вый, старый ож?г, пч?лы, ш?пот, ц?плёнок, парч?вый, капюш?н, ц?рк, золоч?ный, подж?г дрова, ж?льен, девч?нка, реч?вка, кош?чка, ж?глёр, ухаж?р, ш?рох, ноч?вка.

Правильные ответы: цУкаты, внучЕнька, камышОвый, старый ожОг, пчЁлы, шЁпот, цЫплёнок, парчОвый, капюшОн, цИрк, золочЁный, поджЁг дрова, жЮльен, девчОнка, речЁвка, кошЕчка, жОнглёр, ухажЁр, шОрох, ночЁвка.

Обобщение

Итак, мы рассмотрели основные моменты правописания гласных. Во-первых, соседство гласной с другой буквой никак не влияет на орфографию слова (единственное исключение - корни с чередованием, в которых буква зависит от наличия или отсутствия за ней гласного звука). Обычно в корне слова гласные либо проверяются, либо просто запоминаются, что касается суффиксов - здесь существуют жёсткие правила, регламентирующие правописание букв.

Стоит обратить внимание на соседство гласных звуков с шипящими согласными: там своя система правил относительно гласных и в корнях, и в суффиксах. Кстати говоря, не стоит также забывать и про букву ц с её требованиями к гласным в корне, а также к извечному выбору между и и ы. Что касается случаев, когда пишется гласная после гласной, то здесь нет никаких изменений в орфографии, речь идёт только о добавлении дополнительного звука в транскрипции.

Помня все вышеперечисленные нюансы, вы без труда сможете работать с гласными в самых различных словах.

Похожие статьи