Аристократия «серых волков. В сша умер последний ракетчик из команды фон брауна Лагерквист Пер Фабиан

Барон Ганс Дидрих фон Тизенгаузен (нем. Hans Diedrich von Tiesenhausen; 22 февраля 1913, Рига, Российская империя - 17 августа 2000, Ванкувер, Канада) - остзейский барон из рода Тизенгаузенов, офицер-подводник, капитан-лейтенант кригсмарине (1 января 1942 года).

Биография

До революции Тизенгаузены состояли на царской службе. Ганс Дидрих 26 сентября 1934 года вступил во флот кадетом. 1 апреля 1937 года произведён в лейтенанты.

Вторая мировая война

В декабре 1939 года переведён в подводный флот и назначен вторым помощником на U-23, которой командовал капитан-лейтенант Отто Кречмер. Фон Тизенгаузен разделял взгляды Кречмера на тактику применения подводных лодок, подразумевающую дерзкие неожиданные прорывы охранения целей с последующим их потоплением с небольшой дистанции.

Тизенгаузен участвовал в трёх боевых патрулях, за время которых лодка потопила пять судов и эсминец.

С июля 1940 года первый помощник командира U-93. Совершил на ней два похода.

31 марта 1941 года назначен командиром U-331, на которой совершил 10 боевых походов (проведя в море в общей сложности 242 суток).

25 ноября 1941 года потопил в районе Тобрука (Северная Африка) английский линейный корабль «Бархэм» тремя торпедами. Несмотря на тяжёлые повреждения, которые получила лодка, атакованная судами сопровождения, Тизенгаузену удалось уйти от погони и вернуться на базу.

7 декабря 1941 года награждён Железным крестом 1-го класса, а 27 января 1942 года - Рыцарским крестом. За «Бархэм» Бенито Муссолини наградил Тизенгаузена высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за храбрость.

Всего за время войны Тизенгаузен потопил 2 судна общим тоннажем 40 235 брт и повредил 1 судно водоизмещением 372 брт.

17 ноября 1942 года лодка U-331 была потоплена. Тизенгаузен и ещё 15 выживших членов команды были захвачены в плен. Первоначально содержался в лагере для военнопленных в Великобритании, а затем 3 года в Канаде. В 1947 году вернулся в Германию, работал столяром. Осенью 1951 года переехал на постоянное жительство в Канаду. Жил в Ванкувере, работал по дизайну интерьера и фотографом.

Награды

  • Железный крест 2-го класса (30 января 1940)
  • Нагрудный знак подводника (26 февраля 1940)
  • Медаль «В память 22 марта 1939 года» («Мемельская медаль») (25 июня 1940)
  • Медаль «В память 1 октября 1938 года» («Судетская медаль») (6 сентября 1940)
  • Железный крест 1-го класса (7 декабря 1940)
  • Рыцарский крест Железного креста (27 сентября 1942)
  • Упоминался в «Вермахтберихт» (26 ноября 1941, 27 января 1942)

Тизенгаузен (Tiesenhausen) Ганс Дитрих фон (22.2 1913, Рига, Российская империя - 17.8.2000, Ванкувер, Канада), барон, офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.1.1942). 26.9.1934 вступил во флот кадетом. В дек. 1939 переведен в подводный флот и назначен 2-м помощником на U-23, которой командовал капитан-лейтенант О. Кречмер. Т. участвовал в 3 боевых патрулированиях, за время которых лодка потопила 5 судов и эсминец. С июля 1940 1-й помощник командира U-93. Совершил на ней 2 похода. 31.3.1941 назначен командиром U-331. Совершил на ней 9 боевых походов. 25.11.1941 потопил в районе Тобрука (Северная Африка) английский линейный корабль «Бэр-хам» 3 торпедами. Несмотря на тяжелые повреждения, которые получила лодка, атакованная судами сопровождения, Т. удалось уйти от погони и вернуться на базу. 7.12.1941 награжден Железным крестом 1-го класса, а 27.1.1941 - Рыцарским крестом. За «Бэрхам» Б. Муссолини наградил Т. высшей военной наградой Италии - Золотой медалью за храбрость. 17.11.1942 сдал командование лодкой. За время войны потопил 4 корабля общим тоннажем 40 687 тонн. После войны Т. был интернирован в Великобритании, а затем 3 года в Канаде. В 1947 вернулся в Германию, работал столяром. Осенью 1951 переехал на постоянное жительство в Канаду. Жил в Ванкувере.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Здесь читайте:

Вторая мировая война (хронологическая таблица).

Германия в XX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Германии: |

Тизенгаузен N

(1771) классн.чин.(1771) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 71-209 92-126 93-130 94-137 95-144 96-155]

Тизенгаузен N

(1864) в 1864 баронесса акционер Компании Кнауфских горных заводов на Урале в 1864 (3 акции).

Тизенгаузен N

бар. (1919) в 1919 Корнет. В Русской Западной армии. 1919 послан для переговоров с ВСЮР [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Тизенгаузен N

бар. (1919) в 1919 Поручик. В Северо-Западной армии, в 1919.12. в Конно-егерском полку [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Тизенгаузен N

гф. (1918) в 1918 Поручик лейб-гв. Уланского Его Величества полка. В Северо-Западной армии. [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

Тизенгаузен N

рейхсгф. (18?) графы Римской Империи дв.герб внесен в Общий Гербовник ч.XII, 39

Тизенгаузен Адам Иоган

(1765) классн.чин.(1765) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 65-120,123 66-156 67-173,176 68-178 69-202]

Тизенгаузен Адольф

фон (1867) выпускник юнкером в 1867 Михайловского военного уч-ща

Тизенгаузен Александр

(2-й) (1831) выпускник в 1831 Михайловской артиллерийской Академии

Тизенгаузен Александр Николаевич

(1915.10.15--,1999) на 1999.08.12 житель: Украина г.Чернигов

Тизенгаузен Александр Оттокарович

бар. (1918,--1924.12.25 в Нови-Саде,Югославия) сын генерала-майора. Штабс-капитан лейб-гв. Волынского полка. В Вооруженных силах Юга России, 1919.10. командир 3-й роты батальона лейб-гв. Волынского полка в 3-м сводно-гвардейском полку. Участник Бредовского похода. Капитан. Эвакуирован в 1919.12. - 1920.03.. На май 1920 в Югославии. Возвратился в Крым? Пол-ковник. Ум. 1924.12.25 в Нови-Саде (Югославия). [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

Тизенгаузен Альфред Альфр.

бар. фон (1909) в 1909 штабс-ротмистр кавалерии [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Тизенгаузен Альфред Альфредович

бар. (1872--,1901) Николаевское кавалерийское училище 1901. Ротмистр 6-го уланского полка. Во ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. Полковник. Эвакуирован из Ялты на корабле. На 1921.02.14 в лагере Канробер (ст. Макрикей) в Румынии. Жена Ольга Павловна (Ивановна) р. 1883, дети Константин 1910, Маргарита 1913, Ольга [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Тизенгаузен Анатолий Павлович

бар. фон (1909) в 1909 поручик полевого саперного батальона [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Тизенгаузен Андрей Иванович

(1792) классн.чин.(1792) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 92-125 93-128 94-136]

Тизенгаузен Анна

(1787.02.11--1855.09.21,†Ямбург,город.кл-ще) [Шереметевский В. Русск.провинц.некрополь. Т.1. М.,1914]

Тизенгаузен Анна-Магдалена-Юлиана

(von Tiesenhausen) бар. фон (ур.бар.фон Фитингоф/von Vietinghoff) (Эстляндия 3(или 19,†Рим,Тестаччо).3.1814-Рим 1894.01.16,†Рим,Тестаччо) вдова секретаря Эстляндского рыцарства уездного депутата рыцарства барона Германа Густава Андреаса фон Тизенгаузена (1801-1871) вместе с внучкой баронессой М. М. Ш. фон Тизенгаузен , Примечание: Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Band I. Goerlitz, 1929. S. 400-401 Genealogisches Handbuch des Adels. Band 27. Limburg an der Lahn, 1962. S. 391-393) [Тестаччо. М.,2000]

Тизенгаузен Антон Иванович

(1752--1830.05.17) ген.-от-инфантерии.

Тизенгаузен Берндт-Генрих

бар. рейхсгф.(1759.04.16-) (1703--1789) эст-ляндский ландсрат, возведен 1759.04.16 в графское достоинство Римской империи.

Тизенгаузен Берта

бар. фон (им.Итфер Везенбергского уезда,Эстляндия 27.5./1842.06.08--Рим 1898.03.03,†Рим,Тестаччо) дочь секретаря Эстляндского рыцарствауездного депутата рыцарства барона Германа Густава Андреаса фон Тизенгаузена (1801-1871) . Дочь баронессы А. М. Ю. фон Тизенгаузен. Примечание: Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Band I. Goerlitz, 1929. S. 400-401, Genealogisches Handbuch des Adels. Band 27. Limburg an der Lahn, 1962. S. 391-393 [Тестаччо. М.,2000]

Тизенгаузен Антоний

(1733--1785.03.31) 1761 избран от Гродн.пов. на сейм в Варшаве, 1763 писарь ВКЛ. 1764 конюший ВКЛ и орденом св. Станислава, а когда в 1765 умер к.Иосиф Мосальский, король передал Антонию староство гродненское и дойность надворного подскарбия ВКЛ, который тогда был главный управляющим столовых земель-экономии короля, непосредственно руководил Шавельской и Гродненской економиями, приступил к осуществлению грандиозных планов, не понимая, что такую колоссальную реформу, направленную на эконом. возрождение ВКЛ, даже с большими средствами нельзя осуществить в заданные короткие сроки. Однако он взялся за осуществление своих планов с чрезвычайной энергией: заменил чинш барщиной в селах и восстановил фольварки. По его инициативе в Гродно, Бресте и пригородах было основано свыше 20 мануфактур, в основном по выработке шерстяных тканей, но продукция, в основном предметы роскоши, не находила сбыта. Для иностранных мастеров было построено в Гродно около 20 домов в стиле позднего барокко. В этом же стиле был сооружен дворец. В 1769-1780 в Гродно выступала оперно-балетная труппа Антония. Памятником градостроительства является комплекс из 85 зданий в Городнице возле Гродно, построенный по инициативе Антония. Не выполнялись условия голладского аайма 1776 После проверок, король в 1780 отстранил Антония и передал управление экономиями Ржевусскому. На сеймах 1780, 1782, 1784 раскрылся ряд злоупотреблений Антония,не? благодаря заците короля с Антония сняли финансовый долг и предоставили ему пенсию подскарбия. Однако он тяжело заболел и умер в Варшаве в бедности. Похоронен в имении Желудок в родовой усыпальнице.

Тизенгаузен Борис

(1795) классн.чин.(1795) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 95-67 96-76]

Тизенгаузен В. Ф.

гф. (1845--19) гофмейстер()

Тизенгаузен Василий Густавович

фон (1854) [Памятная книжка Российской истории 1854 г.]

Тизенгаузен Василий Евстафьевич

(1785) классн.чин.(1785) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 85-434 86-361 87-3 73 88-344 89-302 90-314 96-421]

Тизенгаузен Василий Карлович

(Вильгельм--Сигизмунд) (1781-1857.10.25,1853.12.25,†Нарва) декабрист, полковник, командир Полтавского пехотного полка.

Тизенгаузен Василий Петрович

бар. (1918,1921) Корнет. Во ВСЮР и Русской Армии до эвакуации Крыма. Галлиполиец. В 1921.02. в Запасном кавалерийском дивизионе. Жена Елена Ивановна [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Тизенгаузен Владимир Георгиевич

(1909) в 1909 капитан крепостн.артиллерии [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Тизенгаузен Владимир Густавович

(1825--1902.11.02) российский востоковед, историк, археолог и нумизмат.

Тизенгаузен Владимир Петрович

бар. (1 октября 1865--,1913) офицер 147-го пех.Самарск.полка капитан (7 июня 1904 г.) командир 2-й роты (21 апреля 1904 г.). Из потомственных дворян Виленской губернии. Вероисповедания православного. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг [РГВИА. Ф.408. Оп.1. Д.5984]

Тизенгаузен Г. Б.

гф. (1703--1789) камергер(1783-)

Тизенгаузен Г. Ю.

бар. (1843--19) камергер(1902-)

Тизенгаузен Гастфср

(1766) классн.чин.(1766) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 66-159 68-181 69-205 70-207]

Тизенгаузен Генрих

(1520--1600) политический деятель и историограф, лиф-ляндский помещик, в годы Ливонской войны П558-1583) возглавлял часть лифляндского рыцарства, перешедшего в польское подданство, отстаивая [!kovichka] сословные привилегии местных землевладельцев перед властями Речи Посполитой.

Тизенгаузен Генрих

(1774) классн.чин.(1774) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 74-7 75-8 76-11 77-1 1 78-10 79-8 80-8 81-6 82-6 83-6 84-5 85-4 86-4 87-4 88-5 89-5 90-5 91-4 93-3 94-3 95-3 96-3]

Тизенгаузен Генрих-Берендт

гф. (1703--1789.01.06) действ.камергер(1783) Камер-юнкер с 1774, в графское Римской империи достоинство пожалован 16/1759.04.27. Действительный тайный советник, эстляндский ландрат.

Тизенгаузен Георг

(1524) в 1524 епископ ревельский в 1524 г.

Тизенгаузен Георг-Иоган

(1770) классн.чин.(1770) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 70-203 72-210 85-418 86-349]

Тизенгаузен Георг-Каспар

(1770) классн.чин.(1770) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 70-202 71-204 72-209 73-204 74-236 75-240 76-276 77-341 78-369 79-431 80-468 81-419 82-466 83-481 85-416 86-347]

Тизенгаузен Георгий Сергеевич

бар. (1918,--1963.10.24 во Франкфурте,Германия) Поручик лейб-гв. 2-й артилле-рийской бригады. В Добровольческой армии и ВСЮР, с 1919.01. в батарее своей бригады в Сводно-гвардейском полку. Участник Бредовского похода. Капитан. На май-1920.07.20 в Югославии. Капитан. В эмиграции к 1931-1932 во Франции в объединении лейб-гв. 2-й артиллерийской бригады. Ум. 1963.10.24 во Франкфурте (Германия). [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

Тизенгаузен Герман Германович

бар. (1909) в 1909 корнет кавалерии [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Тизенгаузен Герман Энгельбрехт

бар. фон (Мюнхен 1874.10.07--18.3 (или 9/22.3,†Рим,Тестаччо).1909) горный инженер, сын отставного гвардии поручика, художника-мариниста в Мюнхене, члена Императорской Академии Художеств . Внук баронессы А. М. Ю. фон Тизенгаузен. Примечание: Genealogisches Handbuch der Baltischen Ritterschaften. Teil Estland. Band I. Goerlitz, 1929. S. 400-401 Genealogisches Handbuch des Adels. Band 27. Limburg an der Lahn, 1962. S. 391-393) [Тестаччо. М.,2000]

Тизенгаузен Готард-Ян Янович-Готардович

(1620--1669) администратор епископа виденского, затем епископ смоленский

Тизенгаузен Густав Адольф

(1765) классн.чин.(1765) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 65-119 66-155 67-172 68-177 69-201 70-202 71-204 72-211]

Тизенгаузен Дитлоф

фон (1601) в 1601 лифляндский дворянин, перешедший в 1601 на службу к Борису Годунову.

В США скончался Георг фон Тизенгаузен - человек, которого называли последним дожившим до наших дней инженером из команды Вернера фон Брауна, в годы Второй мировой войны возглавлявшего германскую, а затем - американскую космическую программу.

Тизенгаузен скончался у себя дома в Алабаме в возрасте 104 лет,

Тизенгаузен, родившийся в 1914 году в Риге, начал свою карьеру в Пенемюнде - знаменитом ракетном центре Третьего рейха на северо-востоке Германии. Именно здесь была создана первая в мире баллистическая ракета «Фау-2», сконструированная Вернером фон Брауном. Ее первый успешный старт состоялся 3 октября 1942 года.

Карьера Тизенгаузена в Пенемюнде началась с должности начальника отдела. Спустя несколько лет после войны Тизенгаузен присоединился к команде фон Брауна, который работал к тому времени в Хантсвилле (Алабама) над созданием американской космической программы. Ему удалось поучаствовать в запуске первых американских спутников и астронавтов. Работая в Центре космических полётов имени Джорджа Маршалла, инженер занимался проектированием и

созданием знаменитых роверов, которые использовали американские астронавты во время трех лунных миссий в 1971 и 1972 году.

Тизенгаузен прослыл, как главный мечтатель в Центре Маршалла, без устали работая над достижением своей мечты - созданием на Луне, а затем на Марсе постоянной обитаемой базы. Тизенгаузен уволился из Центра Маршалла в 1986 году после четырех десятилетий, отданных ракетной отрасли, однако и после увольнения он продолжил сотрудничать с Центром.

В 2011 году Тизенгаузен, которого все ласково называли фон Ти, был удостоен награды из рук первого лунного астронавта Нила Армстронга.

«Он был и остается человеком, который имеет опыт превращения фантазий в реальность, — заявил тогда Армстронг. - Доктор фон Ти — один из тех редких людей, имеющих природную способность воодушевлять, образовывать и мотивировать, и, что более замечательно - держаться».

Той наградой руководство отметило выдающиеся инноваторские способности инженера и его продолжающуюся работу с молодым поколением. Среди других технических изобретений Тизенгаузена - мобильная платформа, позволявшая передвигать гигантскую ракету Saturn V к стартовой площадке.

В своих интервью Тизенгаузену неоднократно приходилось возвращаться к своему прошлому, связанному с работой в нацистской Германии. «Оказаться внутри Пенемюнде было для меня одним из главных сюрпризов в жизни, — рассказывал инженер в телевизионном интервью в 80-е годы. -

Начиная с 14 лет я точно знал, чем хочу заниматься всю оставшуюся жизнь - участвовать в ракетной тематике и космических полетах».

В отличие от фон Брауна, который присоединился к нацистской партии еще до Второй мировой войны, и служил в СС, Тизенгаузен стал работать в Пенемюнде лишь в 1943 году вскоре после окончания Гамбургского университета, где он учился на инженера после краткосрочной службы в армии. Он был привлечен к ракетной тематике для укрепления нацистского режима инженерными кадрами, когда власти отзывали с передовой тысячи инженеров.

Изначально Тизенгаузен работал над конструкцией тестовых стендов для двигателей «Фау-2», однако к концу войны он был вовлечен в секретный проект, связанный с с разработкой мини-субмарин, способных запускать ракеты «Фау-2» по удаленным целям. «Мы хотели придать «Фау-2» высокую дальность, скажем, до Манхэттена. Не только одной, а как можно большему числу», — вспоминал инженер.

Однако окончание войны помешало планам гитлеровской Германии, после чего Вашингтон начал операцию «Скрепка» по переселению сотен немецких ученых и инженеров в США. Среди них был фон Браун, который прибыл в США в 1945 году и обосновался в Хантсвилле в 1950 году. Три года спустя сюда прибыл Тизенгаузен и стал участвовать в разработке баллистических ракет Redstonе для армии.

«После войны мне посчастливилось быть приглашенным в США для работы над военными системами, как это ни смешно. - вспоминал Тизенгаузен. - Ранние дни в Пенемюнде заложили камень в основание того, что мы делали там. Наша первая ракета Redstone была лишь улучшенной «Фау-2».

Люди из Пенемюнде были на самом деле творцами большей части концепций, что мы имеем сегодня».

При этом он вспоминал, как неоднозначно порой относились в США к немецким специалистам. «Были определенные этнические группы - еврейские группы, в основном - в США, которые были в принципе против нас, — вспоминал он.

Вскоре Тизенгаузен прослыл в NASA талантливым изобретателем, уже в 1959 году он предложил идею лунного ровера, который из-за реакции на него руководства он прозвал «катастрофой».

Однако всего через 12 лет первый подобный луномобиль уже бороздил поверхность Луны.

В последующие годы он работал над рядом связанных с программой «Аполлон» проектов. А когда президент Рональд Рейган позвал его поучаствовать в проекте Стратегической оборонной инициативы, он отказался. «У меня есть принципы, — говорил он. - Я слишком много работал над оружием в своей жизни и я не хотел иметь ничего общего с этим, особенно работая в NASA».

В мае 2015 года в США сообщалось, что умер последний из команды фон Брауна - Оскар Холдерер, строивший ракету Saturn-V. Это сообщение заставило Тизенгаузена напомнить о себе, и написать в газету The Huntsville Times: «Я еще жив, и барахтаюсь».

«Нам будет его не хватать, — заявил о кончине ученого мэр Хантсвилла Томми Баттл. - Он был последним из поколения тех, кто постоянно тянулся к звездам».

Ещё со времён кайзеровского флота немецкие аристократы не гнушались службой на подводных лодках. Карьера подводника привлекала баронов и графов, многие из которых становились командирами субмарин. Подобную ситуацию можно было наблюдать и в рядах подводников кригсмарине. Как и во времена кайзера, среди них было немало отпрысков аристократических фамилий с приставкой «фон», некоторые из которых прославились и стали подводными асами. Перечислить всех аристократов, служивших у Дёница, довольно проблематично в рамках статьи, поэтому рассказ – о наиболее ярких из них.

Бароны фон Форстнеры

В истории немецкого подплава эта аристократическая семья оставила свой особый след, так как целых три барона фон Форстнера командовали подлодками в обеих мировых войнах. В годы Первой мировой Георг-Гюнтер фон Форстнер (Georg-Günther Freiherr von Forstner) два года командовал подлодкой U 28 и потопил 24 судна общим тоннажем в 54 587 брт. Именно U 28 была той самой лодкой, которая стала известна как «потопленная грузовиком» , и фон Форстнер был её первым командиром. Братом Георга-Гюнтера был генерал инфантерии Эрнст фон Форстнер (Ernst Freiherr von Forstner), кавалер ордена Пур-ля-Мерит. Его сыновья Зигфрид и Вольфганг-Фридрих впоследствии пошли по стопам дяди, став офицерами-подводниками кригсмарине.

Барон Зигфрид фон Форстнер – командир U 402, кавалер Рыцарского креста (http://uboatarchive.net)

Зигфрид фон Форстнер (Siegfried Freiherr von Forstner) родился 19 сентября 1910 года. 1 апреля 1930 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1934 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. С 1 апреля по 31 июля 1940 года барон проходил обучение в Школе подводного плавания в Нойштадте и окончил курсы командиров подлодок в Мемеле. С 11 октября 1940 по 16 апреля 1941 года он командовал на Балтике учебной лодкой U 59.

17 апреля 1941 года Зигфрид фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку U 402 серии VIIC, которая вошла в строй флота 21 мая того же года. Позже он совершил на ней восемь походов в Атлантику, где особо отличился в атаках на конвои SC-107 и SC-118. Фон Форстнер потопил 14 судов на 70 434 брт (включая советское судно «Ашхабад») и сторожевой корабль ВМС США, а также повредил три судна на 28 682 брт. За свои успехи 9 февраля 1943 года он был награждён Рыцарским крестом. 13 октября Зигфрид фон Форстнер погиб в Атлантике вместе со своей лодкой, потопленной самолетами с эскортного авианосца ВМС США «Кард» (USS Card).

Вольфганг-Фридрих фон Форстнер (Wolfgang-Friedrich Freiherr von Forstner) родился 3 октября 1916 года. 1 апреля 1937 года он начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 августа 1939 года ему, как и брату, было присвоено звание лейтенанта цур зее. С сентября 1939 по февраль 1942 г он проходил службу в частях морской авиации люфтваффе.

U 402 вернулась из похода, в ходе которого Зигфрид фон Форстнер был награжден Рыцарским крестом. На рубке лодки нанесены цифры заявленного фон Форстнером тоннажа. Снимок сделан 23 февраля 1943 года (http://uboatarchive.net)

В марте 1942 года фон Форстнер перешёл служить в подплав и после окончания обучения в сентябре того же года был назначен вахтофицером на боевую субмарину U 572, на которой совершил два похода в Атлантику. В марте 1943 года фон Форстнер был назначен командиром на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 472, которая вошла в строй флота 26 мая того же года. После полугодичной подготовки на Балтике лодка была приписана к 11-й боевой подводной флотилии, действовавшей с норвежских баз в водах Арктики.

Лодка U 472 совершила два похода в Баренцево и Норвежское моря для действий против арктических конвоев. Она была потоплена 4 марта того же года в Баренцевом море британским эсминцем «Онслоу» (HMS Onslaught) и самолетом «Суордфиш» с эскортного авианосца «Чэзер» (HMS Chaser). Командир лодки был взят в плен с частью своего экипажа. В ноябре 1947 года фон Форстнер был освобожден и отправлен в Германию. После образования бундесмарине Вольфганг-Фридрих продолжил свою флотскую карьеру, дослужившись до фрегаттен-капитана. Скончался младший из братьев-подводников 24 сентября 1999 года в Гамбурге.

Барон фон Шлиппенбах

Эгон Райнер фон Шлиппенбах (Egon Reiner Freiherr von Schlippenbach) родился 10 апреля 1914 года. 1 апреля 1934 года он начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. До сентября 1938 года фон Шлиппенбах служил артиллерийским офицером на броненосце «Шлезвиг-Гольштейн», а затем год преподавал артиллерийскую науку в школах морской артиллерии и подводного плавания.

Барон Эгон Райнер фон Шлиппенбах, командир U 453, в день награждения Рыцарским крестом.

В октябре 1939 года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 18, на которой совершил четыре боевых похода. С апреля по сентябрь 1940 года он проходил подготовку на курсах торпедной стрельбы и связи в Мюрвике и обучение в 1-й учебной дивизии подплава в Нойштадте с месячной практикой вахтофицером на учебной U 3. 23 ноября того же года фон Шлиппенбах был назначен вахтофицером на U 101, на которой совершил два похода в Атлантику. 14 марта 1941 года он был отправлен на командирские курсы в Мемель с последующим назначением командиром на учебную лодку U 121.

9 июля 1941 он назначен командиром на U 453, на которой совершил 14 походов, 13 из которых – в Средиземном море. Лодкой было потоплено четыре судна общим тоннажем 15 850 брт и британский тральщик, повреждено два судна общим тоннажем 16 610 тонн и британский эсминец. За свои успехи фон Шлиппенбах 19 ноября 1943 года был награждён Рыцарским крестом.

Командир U 453 также известен тем, что оказался единственным немецким командиром подлодки, торпедировавшим госпитальное судно, не разглядев опознавательные знаки последнего. По непроверенным сведениям, по возвращении U 453 на базу за эту атаку фон Шлиппенбах был предан суду военного трибунала, однако сумел оправдаться.


Госпитальное судно «Сомерсетшир» торпедированное U 453 фон Шлиппенбаха 7 апреля 1942 года (http://greatwarnurses.blogspot.com)

7 декабря 1943 года фон Шлиппенбах был переведен в резерв 29-й подводной флотилии, а затем назначен штабным офицером главнокомандующего кригсмарине. 15 июля 1944 года он был переведен на должность офицера-преподавателя в военно-морском училище Шлезвига, где также командовал ротой курсантов. 23 марта 1945 года фон Шлиппенбах стал офицером штаба 1-й дивизии морской пехоты, вместе с которой 9 мая сдался в плен американцам.

После освобождения из плена барон вернулся в Германию и в 1956 году продолжил карьеру офицера ВМС в бундесмарине. Вышел в отставку барон фон Шлиппенбах в чине капитана цур зее в сентябре 1972 года. Скончался бывший подводник 11 мая 1979 года в Киле.

Барон фон Тизенгаузен

Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen) родился 22 февраля 1913 года в Риге. 1 апреля 1934 года начал службу в рейхсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. Завершив курсы зенитчиков в Школе береговой артиллерии в Вильгельмсхафене, он проходил службу на лёгком крейсере «Нюрнберг» (Nürnberg). В марте 1938 года барон был переведён в Пиллау для службы в частях береговой артиллерии кригсмарине. В октябре-декабре 1939 года фон Тизенгаузен проходил обучение в Школе подводного плавания в Киле, после чего 23 декабря того же года был назначен вахтенным офицером на U 23, которой командовал Отто Кречмер (Otto Kretschmer).

Барон Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен, командир U 331

Вместе с Кречмером фон Тизенгаузен совершил три похода, а затем, после ухода последнего с U 23, ещё один поход с другим командиром. 6 мая 1940 года барон был отправлен на месячный курс подготовки торпедистов в Мюрвике, а затем переведен в штаб 1-й подводной флотилии в Киле. 30 июля 1940 года фон Тизенгаузен был назначен первым вахтофицером на новую лодку U 93 серии VIIC, на которой совершил два похода в Атлантику.

В январе 1941 года фон Тизенгаузен был направлен на курсы командиров подлодок в Мемель, после окончания которых получил назначение на достраивавшуюся лодку серии VIIC U 331, которая вошла в строй флота 31 марта того же года. С июля 1941 по сентябрь 1942 года фон Тизенгаузен совершил на U 331 девять походов, львиная доля которых пришлась на Средиземное море. Там он достиг выдающегося успеха, когда 25 ноября 1941 года атаковал британскую эскадру и потопил линкор «Бархэм». За эту атаку фон Тизенгаузен 27 января 1942 года был награждён Рыцарским крестом.

Следующий, десятый, поход стал для U 331 последним: 17 ноября 1942 года у побережья Алжира она была атакована и серьезно повреждена британскими самолетами, а затем добита торпедой одного из «Альбакоров» с авианосца «Формидебл» (HMS Formidable). Вместе с большей частью своего экипажа фон Тизенгаузен попал в плен и был отправлен сначала в Англию, а затем в Канаду.


Носовые торпедные аппараты U 331 фон Тизенгаузена с рисунком в виде силуэта потопленного из них линкора «Бархэм» (http://www.torpedo-los.narod.ru)

В 1947 году он был освобожден и вернулся в разрушенную войной Германию. Бывший подводный ас был вынужден работать столяром и делать мебель. Не найдя себя в этом качестве, фон Тизенгаузен эмигрировал в Канаду. Там он проживал недалеко от Ванкувера, работая дизайнером интерьеров и совершенствуясь в своем хобби фотографа-натуралиста. Скончался победитель «Бархэма» 17 августа 2000 года в Ванкувере.

Граф фон Зоден-Фраунхофен

Ульрих фон Зоден-Фраунхофен (Ulrich Graf von Soden-Fraunhofen) родился 2 августа 1913 года во Фридрихсхафене. 3 апреля 1936 года начал службу в кригсмарине. После окончания обучения и прохождения практики 1 октября 1938 года графу было присвоено звание лейтенанта цур зее. С начала войны он проходил службу на тральщиках, в том числе и в качестве адъютанта командира 16-й флотилии тральщиков. В июле 1940 года он стал командиром 40-й флотилии тральщиков, а в ноябре был переведен на ту же должность в 12-ю флотилию тральщиков.

В апреле 1941 года фон Зоден-Фраунхофен расстался с тральщиками и начал обучение в Школе подводного плавания. В октябре он был назначен вахтофицером на U 552 Эриха Топпа (Erich Topp), с которым принял участие в двух походах в Атлантику, когда Топп потопил американский эсминец «Рубен Джеймс» (USS Reuben James). В марте 1942 года фон Зоден-Фраунхофен был отправлен на курсы командиров подлодок в Мемель и 25 мая того же года принял у верфи новенькую «семерку» U 624, став её командиром.

После прохождения курса тренировок и испытаний на Балтике U 624 10 октября 1942 года вышла из Киля в первый поход. Он продлился 56 суток, и за это время отпрыск баварских аристократов блеснул настоящим талантом командира: атаковав конвои НХ-212 и ONS-144, U 624 потопила четыре судна общим тоннажем 34 734 брт и повредила ещё одно на 5432 брт.

«Воспитатель» подводных аристократов – командир U 552 Эрих Топп. За время его командования лодкой на ней вахтенными офицерами служили барон Ульрих фон Зоден- Фраунхофен и барон Вальтер фон Фрейберг-Айзенберг-Альмендинген, впоследствии ставшие командирами боевых субмарин (https://commons.wikimedia.org)

В число жертв U 624 входила норвежская китобойная плавбаза «Космос II» (Kosmos II) на 16 966 брт, которая использовалась союзниками как танкер. Это огромное судно, перевозившее 21 000 тонн нефти и три десантных корабля типа LCT, было торпедировано и повреждено U 606 рано утром 28 октября 1942 года. Плавбаза снизила ход и следовала за конвоем ещё почти сутки, пока торпеда с U 624 не переломила её пополам. Плавбаза вошла в двадцатку самых крупных судов, потопленных немецкими подлодками в Битве за Атлантику.

Свой второй и последний поход U 624 начала 7 января 1943 года. На этот раз фон Зоден-Фраунхофен снова добился успеха: 25 января он успешно атаковал конвой SC-117 и потопил одно судно на 5112 брт, но затем удача отвернулась от графа. Агрессивный и успешный командир погиб вместе со всем экипажем, когда 7 февраля 1943 года U 624 была потоплена британской «Летающей Крепостью» из 220-й эскадрильи королевских ВВС. Ульрих фон Зоден-Фраунхофен был способным подводником и обладал всеми качествами, чтобы добиться большего успеха и стать настоящим подводным асом, но, к счастью для союзников, им удалось ликвидировать его раньше, чем немецкое радио смогло бы протрубить о награждении командира U 624 Рыцарским крестом.

В завершение нужно отметить, что в подплаве кригсмарине подлодками командовали около двух десятков баронов и графов, однако высокое происхождение не давало им каких-либо привилегий, поэтому они тянули лямку подводника наравне со всеми. Около половины из них погибли в Атлантике, остальным же удалось пережить войну. Некоторые из бывших подводников-аристократов пришли на службу в ВМС ФРГ, продолжая традиции баронов фон Форстнеров и Лотара фон Арно де ла Перьера.

Литература:

  1. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  2. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Busch R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn, Verlag E.S. Mittler & Sohn, 2001
  5. Niestlé A. German U-Boat Losses during World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
  6. Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  8. http://www.uboat.net
  9. http://www.uboatarchive.net
  10. http://historisches-marinearchiv.de

Похожие статьи