Митрополит киевский филарет денисенко. Украинская православная церковь и захваты храмов. Паренёк из Донбасса

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.

Бывший митрополит Киевский Филарет в 1992 году основал так называемый Киевский патриархат. Ни одна из канонических православных церквей его легитимность не признала. Спустя пять лет РПЦ отлучила Филарета и его сторонников от церкви.

Хитроумный и изворотливый предстоятель Украинской православной церкви Филарет своим и епископату РПЦ, хочет заявить о себе на международном уровне, считают эксперты. Однако заботит Филарета прежде всего его собственное детище — Киевский патриархат. Он должен занять, безусловно, лидирующее положение на Украине, подмять под себя Киевскую православную церковь, которая совсем недавно, до 2014 года, считалась относящейся к Московскому патриархату.

Сын донецкого шахтера Михаил Денисенко сделал блестящую церковную карьеру в советское время, то есть в , что связывали с дружбой с политическими лидерами и даже службой в КГБ под псевдонимом товарищ Антонов. Однако уже тогда проявились разнообразные качества его личности, амбиции, лживость, коварство. Будучи экзархом Киевским и всея Украины, он грубо нарушил монашеский обет: был женат, имел детей, и все это знали.

После смерти Патриарха Пимена Филарет планировал занять его место. Был настолько в этом уверен, что уже заказал Патриарший куколь. Но в 1990 году на Архиерейском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал вдвое больше голосов. Филарет легко менял взгляды на крайне противоположные. Если в советское время в соответствии с линией партии он давил украинский национализм, то после фиаско 1990 года вернулся в Киев и сделал на этот самый национализм ставку, что полностью совпало и совпадает с генеральной линией киевских властей. К великим грехам Филарета вскоре прибавился еще один — он стал раскольником. В 1992 году Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита из сана".

"Ему предложили тихо уйти в отставку. Он поклялся на кресте и Евангелии, но вернулся в Киев, нарушил клятву и сделал раскол. Это самый страшный грех", — рассказывает президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин.

С тех пор на оказалось две церкви - УПЦ и Киевский патриархат, который стал исключительно политическим проектом. Этого никто не скрывает. Об этом открыто говорил первый президент Украины Леонид Кравчук. При поддержке власти казна канонической церкви оказалась полностью в ведении Киевского патриархата. Он же контролирует Владимирский собор в Киеве. Раскольники хотели силой захватить Киево-Печерскую лавру. В 1992 году в обитель ворвались около сотни боевиков. Монахов избивали и таскали за волосы. Святыню тогда отстояли. Потом такая же история была после Майдана. В мае текущего года раскольники проникли в лавру под видом прихожан. Вот только некоторые из захваченных церквей: в Львовской области — в городе Турка, в Тернопольской — в селе Катериновка, в Житомирской области — в селе Колодянка. Сейчас захваченные храмы стоят пустые. Всего за это время захватили около сотни приходов и церквей

Филарет очень хотел бы получить для Киевского патриархата автокефалию, но его не признают в мире. Возможно, объединение с УПЦ помогло бы, но этого объединения не происходит. Филарет сеет смуту, противопоставляя свое детище УПЦ. Меж тем предстоятелю Украинской православной церкви Киевского патриархата, святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету (так себя именует Михаил Денисенко) уже 89-й год.

«Враг изобрел ереси и расколы, чтобы разрушить веру, опорочить истину, разорвать единство. Служители ереси пропагандируют вероломство под видом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, утонченной хитростью, затуманивают истину. — «Какого придерживается единства, какую любовь хранит или о какой любви мечтает тот, кто, повинуясь порыву раздора, рассекает Церковь, разрушает веру, возмущает мир, искореняет любовь, оскверняет Таинство? СВ.КИПРИЯН Карфагенский

Сегодня нецерковные люди удивляются: «почему нет единства среди православных на Украине и почему у нас нет своей независимой церкви»?

Этими вопросами они показывают или свою некомпетентность в тех вопросах, о которых хотят выразить свое мнение, или свою предвзятость к Православной Церкви. Такие люди не могут ответить на вопрос: «Сколько в нашей церкви есть таинств?» — А тем более что-то рассказать о том или ином таинство, но берутся судить церковную иерархию. Свои мысли они формируют под влиянием средств массовой информации и не хотят заглянуть в «Закон Божий», а священнослужителей обвиняют в политике. Поэтому сначала напомним о Православных таинствах, без чего любые объяснения станут непонятными.

Таинства крещения, миропомазания, Причастия, покаяния и елеосвящения касающиеся жизни каждого христианина. Кроме них, установлены еще два таинства, которыми благословляется вступление на особый жизненный путь. Таинство священства совершается над человеком, становится священнослужителем и достает особенную благодать для того, чтобы отправлять богослужение и таинства для других людей.

Священнослужители бывают трех степеней. Высшая ступень — епископы, которые являются преемниками апостолов, руководят церквами и могут осуществлять все Таинства. В зависимости от того, какое место он занимает и каким округом руководит, епископ может быть — епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом, но все это разные названия одного и того же сана епископа.

Вторая ступень священства — это священник, который может осуществлять все Таинства, кроме священства.

Младший степень священства — это диакон, который сам Таинств отправлять не может, а помогает священнику во время их осуществления.

Во время таинства священства епископ, за Литургией, возлагает руки на голову, кого посвящает и читает особую молитву, потом того, кого посвящают, одевают в одежду, надлежащий его сана. Священнослужители отдают всю свою жизнь служению Богу и людям, они получили благодать через апостолов от Самого Господа нашего Иисуса Христа, и мы всегда должны относиться к ним с особой любовью и уважением.

Следует предостеречь христиан от так называемых «православных церквей»: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Первой была основана «автокефальная церковь» 1 октября 1921 в соборе Святой Софии в Киеве. Несмотря на приглашение инициаторов, ни один православный епископ не появлялся на этот «всеукраинский собор». Присутствовали только ЗО священников, 12 диаконов и миряне. Тогда они, чтобы основать «независимую от Москвы» УАПЦ, решили отказаться от святых канонов Православной Церкви. Согласно 1 правила Святых Апостолов «епископа да поставляют два или три епископа». В первый же «митрополита» УАПЦ Василия Липкивского «рукоположили» священники, а он сразу «рукоположил» еще двух епископов. Поэтому народ стал называть их «самосвятами». Таких «епископов» в 1926г. насчитывалось уже 28, но когда начались сталинские репрессии, то некоторые из них перешли к «обновленцев», некоторые — на светскую работу, некоторые бежали за границу. Одним из тех «самосвятов» был Мстислав (Скрипник), епископ УАПЦ из США.

В 1989 Г.. »Автокефальная церковь» возобновилась в Украине и С октября УАПЦ избрали Мстислава Скрипника своим начальником, а 19 октября 1990 его сделали «патриархом» УАПЦ.

Господин Денисенко в своих интервью за последнее время разным СМИ постоянно напоминает, что его структура полностью тождественна с УАПЦ и между ними нет никакой разницы, нет никаких проблем канонического порядка, которые их разделяли. Действительно, его псевдоцерква, а точнее политическая группировка и УАПЦ как близнецы-братья: обе возникли с грубым нарушением вековечных церковных традиций и учреждений, а потому церквами могут называться разве что условно. Все это бывший митрополит Киевский хорошо знает, и сегодня он должен осознавать, что на самом деле представляют собой он и его организация.

Мы процитируем мнение самого Филарета (Денисенко), высказанное им на пресс конференции в октябре 1990 года по поводу УАПЦ, а значит и по поводу себя сегодняшнего:

«Так называемая УАПЦ не имеет канонической преемственности с Киевской митрополией … Она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с одним Православным Патриархатом … Поэтому я считаю, что УАПЦ действительно независима, но независима от всего Православия. Это и сухая ветвь, которая отломилась от живого дерева нашей веры. Православная Церковь считает, что все так называемые священнодействия, которые совершают священники и епископы этой «церкви», — неблагодатных … его название (Мстислава. — Ред.) — Патриарх Киевский и всей Украины — это насмешка над Церковью, потому что никто не может сам себе присваивать выше достоинство. УАПЦ самочинно возвела себя в достоинство Патриархата … Верующих так называемой УАПЦ мы призываем придерживаться церковных канонов и не разрывать Православную Церковь в Украине на две части … Уже в третий раз в истории XX века возникает эта «церковь», и каждый раз она засыхает, как отломана ветвь, потому что у нее нет благодати Божьей, которая питает истинную Церковь »
(Православный вестник. — 1991, № 1. — с. 10-13).

Хотелось бы, чтобы сегодняшний «патриарх Филарет» не забывал своей же характеристики тринадцатилетней давности, а если он почему-то подзабыл, что на самом деле представляет собой УАПЦ (а вместе с ней и ее копия — УПЦ КП), то пусть процитированы нами его мысли будут сегодня свидетельством беспринципности и лицемерия нынешнего лидера украинской «православной» схизмы.

Давайте, дорогие соотечественники, поразмышляем, может такой человек быть Предстоятелем Церкви?

УПЦ Киевского патриархата «образовалась» благодаря объединению некоторых «епископов» УАПЦ и лишенного сана за личные грехи и церковные нарушения прежнего митрополита Филарета (Денисенко) 25 июня 1992 .И еще до этого на архиерейском Соборе 1-3 апреля 1992 в Москве митрополит Филарет, признав свою вину в распространении искушения в Украине, перед Крестом, Евангелием и всем епископатом РПЦ, пообещал по возвращении в Украину сдать полномочия новому избраннику Архиерейского собора УПЦ, который соберет в Киеве. Поскольку Украинская Православная Церковь в то время уже была самостоятельна в управлении. Но украинские архиереи предупреждали, что он может обмануть, и Патриарх спросил Филарета при всех еще раз. И тогда Филарет не без раздражения ответил (цитируем по сохраненному аудиозаписи): «Мы ведь христиане. Сказано в Расписной «да будет слово ваше да — да, имеется — имеется, а все остальное от лукавого». Ведь это было сказано во время Собора Церкви, где председательствует Христос, а руководит Дух Святой. Когда он это не выполнил, став клятвопреступником, епископы УПЦ, собравшись ЗО апреля в Житомире, выразили ему недоверие, а на Архиерейском соборе в Харькове митрополита Филарета было устранено из Киевской митрополии и запрещено в священнослужении.

Таким образом, таинства УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата не действительны, поскольку священннослужители этих «церквей» не Благодати священства. Итак, люди не крещены, а не венчаны, на исповеди им не прощены грехи. Те священнослужители, которые переходят к ним из нашей Церкви, лишаются сана согласно 45 правила Святых Апостолов, которое говорит, что епископ, священник или диакон, который молится с отлученными от Церкви, пусть будет также отлучен, а если действовать с ними как служитель церкви, то будет лишен сана. Поэтому те, кто «принял» какие таинства в УПЦ КП или УАПЦ должны обратиться к канонической Церкви и получить эти Таинства заново, а, кроме того, исповедаться, как отлучены от Церкви. 10 правило Святых Апостолов говорит: «Если кто с отлученным от Церкви помолится, хотя бы и дома, то такой также становится отлученным».

В наше сложное лихолетье Православие в Украине переживает период особых испытаний. Гонения и расколы разрушают веру, искореняют любовь. «Мерзость запустения на святом месте», изреченная пророком Даниилом, связывается нашими современниками, прежде всего, с разрушенными и оскверненными храмами нашей земли. Но есть и другое толкование святыми отцами этих пророческих слов: «мерзость запустения» в святом месте — это епископские кафедры, занятые недостойными иерархами, лжеепископами, лжепатриарха.

Особенно большие усилия в борьбе с Православием в Украине ведет УПЦ КП и ее глава Филарет (Денисенко). Лишенный всех степеней священства за грехи против Бога и Святой Церкви, Филарет, НЕ покорившись суда церковном, отпал от Православной Церкви и организовал религиозную группировку, так называемый Киевский патриархат, что, хотя и называет себя православным, однако к Православию, на самом деле, никакого отношения не имеет. Это могут подтвердить события 1992 года, когда ни один из действующих монастырей, а также Киево-Печерская и Почаевская Лавры не пошли за клятвопреступником. Ведь мы знаем, что монастыри всегда были охранниками Истины, канонов и традиций.

Филаретовцы — вне Православием, вне Церкви. Подобное раскольническую группировку было создано в послереволюционные годы Василием Липкивским, которого автокефалисти называют «митрополитом». Однако в «хиротонии» Липкивского не участвовал ни один епископ, который является не только нарушением, а прямым пренебрежением апостольских правил и церковных канонов. Первое Апостольское правило гласит «Епископа поставляют два или три епископа». Но эту важную установку святых Апостолов раскольники пренебрегли. Апостольская преемственность благодати Святого Духа в самосвятском «рукоположении» Василия Липкивского прекратилась.

Подобное мы имеем и сейчас. Так называемый «Киевский патриархат» возглавляет простой монах, лишенный священного сана.

Бывший митрополит Филарет нарушил 34 Правило святых Апостолов, в котором сказано: «Первый (епископ) ничего чтобы не творил без согласия всех, потому что только согласие будет единодушием».
Филарет нарушил это правило и самочинно, без согласия архиереев, клира, монашествующих и мирян организовал новое религиозное группировки — УПЦ КП, покинув Православную Церковь. Кроме того, Филарет нарушил это правило еще и тем, что прервал общение с первым епископом Церкви. Предстоятель Церкви, как известно, подчиняется Архиерейскому Собору. А такой состоялся в 1991 году в Харькове, на котором Филарет, совершивший клятвопреступление и другие грехи, был отстранен от должности.

Архиерейский Собор Православной Церкви лишил его всех степеней священства за преступления против Бога, веры и Православия. Филарет был рукоположен в диакона, пресвитерский и архиерейский сан епископами, а также, будучи до 1992 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви, он в то же время был членом Священного Синода Православной Церкви. Церковь на вполне законных основаниях, в соответствии с Апостольских правил и правил Вселенских Соборов, лишила Филарета священства за совершение тяжких и смертных грехов.
Лишение Филарета сана было признано всеми каноническими Православными Церквами мира.

Святитель Иоанн Златоуст любое отделение от Церкви считает лишением благодати Духа Святого. Св. Киприан Карфагенский говорил: «Все, что только отделилось от животворного источника, не может с потерей спасительной сущности жить и дышать особой жизнью». Вот почему созданная лишенным сана Филаретом УПЦ — КП, не признается за Православную Церковь всем Мировым Православием. Вот почему Православные Поместные Церкви всего мира не допускают совместных богослужений с лжеепископами и лжесвященниками Киевского патриархата, и сослужат с иерархами и священниками канонической Украинской Православной Церкви, Предстоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Позицию Русской Православной Церкви поддерживают Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Болгарская и другие Поместные Церкви, молитвенное и евхаристическое общаются с Украинской Православной Церковью, которая является неотъемлемой частью Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Раскольники для оправдания своих антицерковных устремлений вспоминают некоторые исторические факты, которые подают однобоко, не всегда правильно комментируя.

Так, они говорят о якобы неканоническое провозглашение автокефалии самой Русской Церковью в XV веке. Действительно, Русская Церковь, находившаяся сначала в юрисдикции Константинопольского патриархата, в 1448 году стала фактически автокефальной (то есть самостоятельной, самоуправляемой). Епископы, независимо от Константинополя, митрополитом избрали св. Иона. Причиной этого было отступление от Православия Константинопольского патриарха, принятие им в 1439 году унии с Римом. Церковные правила, как известно, велят прервать церковное общение с еретиками. Когда Константинопольский патриарший престол вновь стали занимать православные патриархи, то, хотя формально сначала и не было подтверждено право самостоятельности Русской Церкви, однако патриархи не протестовали против этого и не прерывали евхаристического общения с Русской Православной Церковью.

Автокефалисты говорят о якобы насильственном присоединении независимой Киевской митрополии к Московскому Патриархату. По этому поводу нужно сказать, что Киевская митрополия никогда не была автокефальной. После разделения Русской Церкви на две митрополии — Московскую и Киевскую (опять же по причине унии с Римом) — последняя в XVII веке была экзархатом Константинопольского Патриархата. Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью произошло по благословению двух Патриархов — Константинопольского и Иерусалимского. Почему раскольники не упоминают о тяготении к объединению митрополита Киевского Иова Борецкого, что направил в Москву своего посла с просьбой к царю, чтобы он принял Малороссию под свое крыло; митрополита Исаии Купинского, что обращался к московскому царю и Патриарху за поддержкой; митрополита Петра Могилы, что советовал вождям казацкой рати искать спасения в союзе с единокровным и единоверным Московским государством? Еще до воссоединения киевляне признавали Московского Патриарха Никона своим патриархом. В мае 1654 года, отправляя от себя посольство в Москву к царю, они писали и Патриарху Никону, называя его Святейшим Патриархом не только Большой, но и Малой Руси. Гетман Хмельницкий со всем казацким войском называли Московского Патриарха Никона своим великим святителем, своим верховным пастырем. Чуть позже известный украинский иерарх XVII века — архиепископ Черниговский Лазарь Баранович — пишет московскому царю: «примите желание мое: и буду со всей епархией моей прямо под благословением Патриарха Московского, наравне с другими великорусскими архиереями, и пусть наследники мои поставляются в Москве, а не в Киеве ».

Обманывая простой народ, автокефалисти иногда говорят, что автокефалия Украинской Церкви была утверждена в 1924 году, когда епископы Волыни, находясь под политической властью Польши, получили автокефалию от Константинопольского Патриарха. Но это неверно — Константинопольский Патриарх, как известно, никогда не подтверждал автокефалию Украинской Церкви, да и по церковным канонам не имеет права этого делать. В православном мире Вселенский (Константинопольский) Патриарх является первым среди равных ему предстоятелей других Поместных Церквей, то есть он имеет только первенство в почете, но отнюдь не первенство во власти. Поэтому он не имеет законного права объявить автокефальной какую-то часть другой Поместной Церкви. Даже если бы и сделал это, то такое деяние по канонам Церкви было бы недействительным и незаконным. Так, в 1924 году Константинополь провозгласил автокефалию Польской Церкви, которая входила в юрисдикцию Московского Патриархата. Эта автокефалия не было признано канонической даже самой Польской Церковью, о чем свидетельствует обращение православных епископов Польши к Русской Церкви: «Польская Автономная Церковь признает неканонической и недействительной автокефалию Польской Церкви, провозглашенную Томосом Константинопольского Патриарха Григория VII от 13.11.1924 г.., И просит благословения в Матери Русской Церкви на канонической автокефалии ».

Большие усилия сегодня направляются на создание канонической автокефальной Церкви в Украине за счет отделения от Русской Православной Церкви и искусственного объединения с безблагодатными УПЦ КП и УАПЦ, а затем и с греко-католиками. Некоторые думают, что автокефалия спасет Православие в Украине. Но это самообман. Гонения на Церковь еще больше усилятся. Следующим требованием будет подчинение Риму.

Мы живем накануне антихриста, когда многие уклонились от истины. Для того, чтобы «соблазнить, по возможности, и избранных» (Мф. 24. 24 ), ведется поистине нечеловеческое гонение на Церковь Христову, Святое Православие. Предостережение слово Христа о «лжепророков в овечьих шкурах», что «внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15 ), особенно понятны нам, которые узнают учителей раскола, развращают наш народ своим душепогибельним расколом.

НЕ автокефалия даст мир Украине, а общее покаяние нашего народа в Благодатной и истинной Церкви. Помните, что вне Церкви — не существует христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет спасения — и все это только в Единой Православной Церкви. Св. Киприан Карфагенский говорил: «Раскольник не предохраняет ни единства Церкви, ни братской любви, действует против любви Христовой».

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! .. А говорил в сердце своем:« взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов … пойду на высоты небесные, буду подобен всевышнего »(Ис. 14,12-14 ). Падение Филарета некоторые сравнивают с падением денницы, что стал сатаной. Филарет, претендовавший на Московский Патриарший престол и не получил его, восстал и воспротивился Духу Святому, который действует в Церкви Божией. Вследствие своей гордыни, не имея «мира в костях своих от грехов своих» (Пс. 37,4 ), Филарет упал, и подобно падшего ангела, ведет сейчас борьбу с Церковью, стремясь уничтожить истинное Православие.

Каждая «служба», оказываемого сегодня Филаретом — это накликание гнева Божия на нашу многострадальную Родину. Каждое «таинство», кощунственно сделано им или его лжеепископами и лжесвященниками, недействительно и неспасительно, потому что уводит человека еще дальше от Бога, ведет к вечной гибели. Клир Филарета состоит из двоеженцев и лишенных сана людей, потеряли страх Божий и имеют сожженную совесть.

Сегодня Филарет обращается к людям через средства массовой информации, рассылает повсюду свои воззвания и обращения, пытаясь вкрадчивыми словами соблазнить многих, повести от Христа.

Поэтому, будьте осторожны! Не поддавайтесь призывам расстриги Филарета, потому что может показаться «мягче елея речь его, но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый, ноги его нисходят к смерти, стопы его достигают преисподней» (Притч. 5,3 -5 ).

Помните, что Филаретовская секта УПЦ КП — это антицерковь, это антихристианство!

Те, кто сегодня еще находится в расколе, отделенные от Церкви, могут через покаяние вернуться в лоно спасительной Церкви. Чада канонической Украинской Православной Церкви не враждуют, они ждут возвращения наших братьев, оказавшихся в расколе. «Уста наши открыты к вам … сердце наше расширено … В городе нас … в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть, и жить» (2 Кор. 6,11 ; 2 Кор. 7,2- 3 ). Не только двери наших храмов, но и сердца, наши открыты для всех, кто приходит к истинному Православию, ищущих вечного спасения и жизни в Боге в канонической и благодатной Церкви Христовой, ежедневно молит Всеблагого Бога:

«Соединить их во Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да и тии с нами Славята пречестное и великолепное имя Твое во веки веков. Аминь »

В нашей Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке. Она создана боговдохновенными равноапостольными мужами Кириллом и Мефодием на основе славянских языков: родственных сербской, болгарской, древнерусской. Церковно-славянский язык никогда не был языком разговорным, повседневной, она буквально создана по Божьему замыслу святыми Кириллом и Мефодием как язык богослужения, как язык молитвенного общения с Богом. А это очень важно: подобно тому, как священник отправляет Божественную Литургию в особых ризах, в особой обстановке. Эти ризы не обыденное, а не мирские, а после обедни он обязан снять их, когда выходит на улицу. Многие словосочетаний невозможно дословно даже перевести на современный язык.

К сожалению, некоторые выступает именно за перевод богослужений на украинский (или русский) язык. Представьте, что священник осуществляет Литургию в костюме, как сектантский пресвитер. Именно к отвлечению украинского народа от православной веры и приведет этот перевод, к потере духовной связи между поколениями, к разрыву с историческим прошлым. Уже есть проект перевода украинской письменности на латинский алфавит. А за этим стоит явное ополячения нашего народа и перевод его в католическую веру. Господь Иисус Христос сказал, что верный в малом — верный и в большом, а неверный в малом — неверный и в большом. Поэтому неудивительно, что после перехода на украинский язык УАПЦ и УПЦ КП служат вместе с греко-католиками, пренебрегая святыми церковными канонами, а нас обвиняют в том, что мы предали свой народ. Раз мы и бережем то, что было дорого для наших предков, за что они были готовы положить жизнь — это, в первую очередь, Православная вера во всей ее чистоте. Мы не изменили вере святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, преподобных Антония, Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских, Иова Почаевского, мы не променяли эту веру на временное благополучие.

Иисус Христос сказал, что спустя будут познавать нас, что мы Его ученики, если будете иметь любовь между собой. Так от Бога те «учителя», которые называют себя «православными», а делают вражду по национальному признаком? «Нет ни скифа, ни эллина, ни иудея, а новая тварь во Христе Иисусе» (Гал. 6,15 ).

Разделение может быть только по отношению к Церкви: член Церкви (православный), раскольник (УАПЦ, УПЦ КП), еретик (католик, протестант, сектант) и язычник.

Церковнославянский язык, на котором молятся православные Украинцы, россияне, белорусы, сербы, болгары, поляки — ведет к росту любви между этими единоверными, единокровными народами, а перевод богослужений на национальные языки, напротив, к отдалению между ними. Последнее на руку только врагам Православия. Именно им, или людям, равнодушным к Церкви, богослужений, нужен перевод церковнославянского языка. А те, кому нужны Православная Церковь и ее богослужения, не желают перевода.

Современная верующий человек имеет образование, по крайней мере, среднюю, ей ничего не стоит 2-3 недели позаниматься церковно-славянском языке — и она будет понимать в общих чертах все, что происходит во время Литургии. Если наши соотечественники, выезжая на заработки за границу, способны выучить английский, французский, немецкий, итальянский языки, то неужели не могут выучить славянскую? Итак, это лукавая отговорка, что, мол, люди приходят в церковь и ничего не понимают.

Насколько дорогой была для нашего народа церковнославянский язык еще в начале нашего века, свидетельствуют сами «самосвяты». Так, «митрополит» Василий Липкивский вспоминает о набожного почтенного возраста священника, который присоединился к УАПЦ, но просил разрешения служить на славянском языке. Ему отказали и он отошел от УАПЦ. На Троицу, с болью в сердце, «митрополит» вынужден был подтвердить, что большинство, даже священники — искренние Украинцы держатся церковнославянского языка. А бабка на десятое село идет, чтобы отправить панихиду или молебен славянским языком. «Мы хотим молиться на славянском языке, как наши отцы и деды», — говорили люди («История УПЦ», ст. 26). Как заповидував нам наш современник и земляк прп. Лаврентий Черниговский: «Держитесь церковнославянского языка, как святого Евангелия».

Поэтому мы должны беречь церковнославянский язык, язык молитвенного общения наших дедов и прадедов с Богом и небожителями, как духовный и культурный сокровище нашего народа.

Давайте, дорогие соотечественники, сделаем для себя правильные выводы, от которых зависит наше вечное спасение. Аминь.

по материалам Свято-Успенской Почаевской Лавры

МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет Денисенко заявил, что УПЦ КП никогда не вернется в Московский патриархат, а сам он никогда не покается в своих действиях.

"Я хочу заявить Российскому епископату: никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство. Как они имеют свое государство, так и мы. Возвращения никогда не будет", — сказал он.

По словам Филарета, Архиерейский собор Русской православной церкви неверно истолковал его обращение.

"Примирения не случилось, потому что собор, воспользовавшись моим обращением, направил его не на примирение и на решение вопроса об автокефалии украинской церкви, а на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат. Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись", — сказал он.

Более того — он подчеркнул, что ни за что не покинет свой пост, даже если бы это помогло диалогу об автокефалии.

"От киевской кафедры я не отрекусь до смерти", — сказал Филарет.

Диалог без примирения?

Накануне Архиерейский собор Русской православной церкви, который в эти дни проходит в Москве, принял постановление, в котором изложил просьбу главы самопровозглашенной УПЦ КП о восстановлении молитвенного и евхаристического общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе. Собор посчитал это письмо "шагом к преодолению раскола" и создал специальную комиссию для переговоров с Киевским патриархатом.

Филарет пояснил, что обратился к Архиерейскому собору с предложением о примирении ради создания автокефальной украинской православной церкви.

"Мы заинтересованы в автокефалии всей украинской церкви. Ради создания на Украине единой поместной православной церкви мы пошли на это примирение", — сказал он, добавив, что не согласовывал текст обращения с украинскими властями.

По его словам, Киевский партриархат готов создать комиссию и не отказывается от диалога.

"Но от какого диалога? От диалога об автокефалии УПЦ, если такой диалог будет, то мы пойдем на него. Если диалог о возвращении в Московский патриархат, то мы не пойдем на диалог, нам он не нужен", — сказал глава УПЦ КП.

Если же Москва не захочет вести переговоры об автокефалии, то киевский патриархат продолжит диалог с патриархом Константинопольским, добавил глава УПЦ КП.

Инициатива же о примирении исходила от Московской патриархии, утверждает он.

"Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, через митрополита иностранной российской церкви Илариона", — заявил Филарет.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что обращение Филарета к Архиерейскому собору Русской православной церкви было инициативой "самих авторов письма".

"Мы протягивали руку"

Филарет также заявил, что будет настаивать на принятии закона об особом статусе Украинской православной церкви Московского патриархата, и назвал "обманом" решение Архиерейского собора о том, что центр УПЦ МП расположен в Киеве.

Верховная рада в мае планировала рассмотреть законопроект, который предполагал, что религиозные организации с центром в "стране-агрессоре" (такой статус киевские власти официально присвоили России) смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с властями. Парламент не стал обсуждать документ из-за недостатка голосов для его принятия.

"Центр этой церкви находится в Москве <…>. Пусть не обманывают народ и Верховную раду, которая сейчас обсуждает закон о свободе совести, где есть статья о церкви, центр которой находится в стране-агрессоре. Они боятся, чтобы не легло пятно на эту церковь", — заявил глава УПЦ КП.

Эти заявления прокомментировал представитель Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич.

"Смотрю пресс-конференцию Филарета. Уже делаю вывод: "Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит". Сожалею. Ложь, оправдания, попытки остаться в тренде и т. д. Проблески церковного сознания омрачены мирскими мудрствованиями. Но мы готовы были, протягивали руку, пусть даже в эту руку плюнули, но мы это сделали как христиане. Насильно в рай не затащишь", — написал он на своей странице в

Похожие статьи