Что такое дружеское послание в литературе. Послание бесценному другу. Жанр послания в лирике А.С.Пушкина

Постоянная переписка и электронные сообщения на сегодня стали повседневными средствами общения с друзьями, но написание письма является более традиционным, эффективным способом, который способен вызвать улыбку на лице вашего друга. Если вы пишете электронное письмо на старинный манер, форма написания все равно остается прежней: письмо другу должно включать приветствие, вопросы другу, новости из вашей жизни и соответствующую концовку.

Шаги

Начало письма

Основная часть

    Начните с приятных вещей. Первая часть дружеского письма обычно имеет теплый и веселый характер. Так можно задать тон всему письму, позволив получателю узнать, что следует дальше, и письмо будет звучать более серьезно или по-деловому. Напишите приветствие в нескольких строчках, расскажите шутку или напишите о погоде.

    • «Как дела?» или «Как поживаешь?» - самые обычные способы начать письмо. Задайте вопрос, чтобы письмо казалось частью длинной беседы. Если вы хотите получить ответ на письмо, наполните его вопросами.
    • Вы можете использовать первый абзац письма, чтобы поподробнее расспросить получателя о его жизни. Например: «Я надеюсь, что малышке Юленьке нравится в детском саду. Не верится, что она так выросла!»
    • В начале письма часто ссылаются на время года. Подумайте, как начать небольшую беседу, перерастающую в глубокий разговор. Например: «Надеюсь, осень не омрачает твое настроение. Деревья в округе стали такими красивыми. Я все же думаю, что зима будет холодной».
  1. Делитесь новостями и деталями из своей жизни. Сейчас настало время для основной части письма и цели его написания. Зачем вы начали эту переписку? Вы хотите возобновить отношения со старым другом, выразить то, как вы по нему соскучились, или поблагодарить его за помощь? Будьте честным, открытым и старайтесь отчетливо передать на бумаге свои мысли.

    • Напишите о том, что происходит в вашей жизни. Несмотря на характер письма, ваше письмо оценят, но рассказы о вашей жизни сблизят вашего адресата и вас. Таким образом, письмо будет более эффективным и открытым. Расскажите, что случилось, какие эмоции вы при этом испытали, и какие у вас планы на будущее.
    • Не описывайте свою жизнь слишком подробно, иначе цель дружеского письма будет потеряна. Избегайте газетного праздничного шаблона - ваш друг сразу начнет читать письмо с конца, если вы будете перечислять все свои заслуги. Не нужно погружаться в омут собственных проблем, но будьте реалистами, рассказывая о себе.
  2. Выбирайте темы, которые непосредственно касаются вашего друга. Чем занимался ваш друг последний раз, когда вы встречались с ним? Может, он расстался со своей второй половинкой? Возможно, он переживал трудные времена в футбольной команде? Подстраивайтесь, ссылаясь на знакомые темы, и задавайте вопросы, чтобы показать свой интерес к делам друга.

    • Можно обсуждать темы, интересующие вас обоих. Сформулируйте свои взгляды по поводу искусства, политики, недавних событий или других сфер жизни, которые вы бы хотели обсудить с другом.
    • Можно предложить посмотреть фильмы или почитать книги, которые, на ваш взгляд, могут понравиться вашему другу. Обмен ценной информацией всегда приветствуется в письмах.

Завершение письма

  1. Сверните обсуждение. Напишите последний абзац, передавая другу или любимому лучшие пожелания. Последний абзац обычно легче по эмоциональной нагрузке, но он должен соответствовать общей атмосфере письма. Завершите письмо на позитивной ноте, чтобы друг проникся вашим настроением.

    • Повторите цель письма еще раз. Например, если вы пригласили друга на вечеринку, напишите следующее: «Я надеюсь, что ты придешь!» Если вы просто хотите пожелать другу приятного времяпрепровождения, напишите что-нибудь вроде: «Счастливого Нового года!»
    • Вдохновите друга на ответное письмо. Если вы хотите, чтобы вам ответили, напишите: «Надеюсь на скорый ответ», - или: «Пожалуйста, напиши ответ!»
  2. Напишите концовку. Она должна передавать настроение вашего письма в зависимости от его тона: официального или неофициального. Как и приветствие, концовка определяется характером ваших отношений с адресатом. Завершите письмо своим именем.

    • Если вы хотите формально закончить письмо, напишите: «Искренне ваш», «С уважением», или «С наилучшими пожеланиями».
    • Если письмо написано в неофициальном тоне, используйте такие фразы, как «Твой…», «Береги себя» или «Пока».
    • Если письмо личного характера, напишите «С любовью», «Очень люблю тебя» или «Скучаю по тебе».
  3. Подумайте над постскриптумом. Постскриптум (лат. post scriptum (P.S.) - «после написанного»), как правило, используют в конце дружеского письма в качестве метода дополнительной информации, которая не стоит того, чтобы отводить на нее отдельный абзац в основной части. Также можно дописать интересную шутку, или просто опустить постскриптум. В любом случае убедитесь, что постскриптум соответствует тону письма и придает вашему адресату ощущение, что вы хотите его видеть.

Послание

Послание

1. Стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера - популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация (см.), в своем П. к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики. Русский поэт Сумароков (см.) в «Эпистоле о стихотворстве» (epistola - по-латыни - послание, письмо), продолжая традиции Горация и французского теоретика Буало (см.) с его «L’art poetique», изложил основы поэтики классицизма. Философским характером отличаются четыре П. англ. поэта П. Попа (см.) - «Опыт о человеке». В качестве образца дидактич. П. можно указать на послание Ломоносова (см.) к Шувалову «О пользе стекла».
Особенного расцвета жанр П. достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской литературе, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды. П. - жанр типично аристократический в европейской литературе, по преимуществу дворянской, рассчитанный на тесный круг социально-привилегированных читателей, для к-рых адресаты поэта как люди одной с ним среды - личности, достаточно известные, часто знакомые. С ослаблением в литературе дворянских традиций постепенно исчезает жанр П., и начиная со второй половины XIX в. он встречается лишь как исключение или нарочитая стилизация.

2. Прозаическое письмо церковно-религиозного или публицистического содержания, по своему значению и назначению выходящее за пределы исключительно личного обращения, - жанр, между прочим широко распространенный в древней и средневековой русской литературе (напр. П. кн. А. Курбского и Иоанна Грозного друг другу, многочисленные П. протопопа Аввакума и др.). Эпистолярная литература.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Посла́ние

Письмо в стихах. Возникло в античной поэзии, у Горация (напр., послание к Пизонам, «Наука поэзии»). Достигло расцвета в эпоху классицизма (Н. Буало, Вольтер , А. Д. Сумароков ). В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Послание

ПОСЛАНИЕ . - письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, - из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др.

В Англии знамениты четыре послания Попа (начало 18 века), составляющие его «Опыт о человеке», и обработанная им в стихах переписка Абеляра и Элоизы. В Германии послания писали Виланд, Шиллер, Гете, Рюккерт и мн. др. В Италии известны послания Киабреры, введшего эту форму в поэзию, и Фругони (18 в.).

В русской литературе 18 века послания были также в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредьяковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» - два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще - «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон.

После Пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи (Вяч. Иванов и нек. др.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Послание" в других словарях:

    ПОСЛАНИЕ, послания, ср. (книжн.). 1. Письменное обращение к кому нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой. «Я получил твое посланье.» Лермонтов. Любовное послание. 2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому нибудь … Толковый словарь Ушакова

    ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (Наука поэзии Горация) до середины 19 в. (Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия

    Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова

    - (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Событие это (высылка в белорусский полк в качестве наказания за написание политических басен), печально отразившееся на всей последующей военной карьере Дениса Давыдова , тем не менее сыграло огромную роль в развитии его поэтического таланта. В полку Давыдов знакомится с А.П. Бурцовым, человеком не особенно образованным (который и послания Давыдова читать не мог). Встреча эта сама по себе незначительна. Но в Бурцове Давыдов сумел увидеть черты «настоящего гусара», своеобразную «модель» свободолюбивого, беспечного и храброго гусарства. С поэтизации этой «модели» было связано рождение самобытного давыдовского стиха. Отныне Давыдов находит собственную поэтическую тему и тот жанр, который позволяет ему наиболее полно и ярко ее отразить - дружеское послание .

Достигший небывалого расцвета в поэзии конца XVIII - начала XIX века, этот жанр способствовал прежде всего обострению интереса к отдельной личности, к ее духовному миру. Жанр послания позволял себе сюжетность, обычно не свойственную лирике, и являлся, таким образом, своеобразным предшественником стихотворной повести и даже романа в стихах. Палитра послания обогащалась бытовыми деталями, а сам адресат приобретал постепенно конкретные реальные черты. Дружеское послание - открытие нового мира в литературе. Оно создало совершенно новый тип героя - свободного человека, не заботящегося о чинах и богатстве, живущего вдали от шумных городов.

Послания Дениса Давыдова неразрывно связаны с основной тенденцией развития этого жанра и вместе с тем вносят в этот жанр «черты незабываемого слога». Показать жизнь русского воина, найти поэзию в его обыденных занятиях, раскрыть его духовный мир, богатство его натуры и в повседневной жизни, и в дыму сражений, показать человека на войне, найти образец для подражания молодым воинам - все это удалось Давыдову в его «гусарских» посланиях. Давыдов «поэт в душе», - верно заметил один из первых критиков его поэтических произведений В.Г. Белинский, - для него жизнь была поэзиею, а поэзия жизнью, он поэтизировал все, к чему ни прикасался».

«Ужасные пуншевые стаканы», «ташки и доломаны» - вся нарочито бедная обстановка гусарского обихода под пером Давыдова наполняется жизнью.

Герой Дениса Давыдова не просто забубенный молодец, лихой наездник и беспробудный гуляка. Гусарский пир, где царствует «удалое веселье» и «братское своеволье», в поэзии Давыдова противостоит тем светским празднествам, «где откровенность в кандалах, где тело и душа под прессом». Не случайно в своей «Гусарской исповеди» (1832) Денис Давыдов скажет:

Мне душно на пирах без воли и распашки.

Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,

И дым столбом от трубочной затяжки!

Бегу век сборища, где жизнь в одних ногах,

Где благосклонности передаются весом…

И я спешу в мою гусарскую семью…

Роскошествуй, веселая толпа,

В живом и братском своеволье!

И это стремление к воле и независимости, свободе и своеволью героя Давыдова, для которого «чин за вахтпарады» и «Георгий за совет» настоящие козни Фортуны, сделало его в глазах многих поколений идеалом подлинного свободолюбивого, отчаянного, мужественного и лихого гусара.

В создании залетных посланий и «бахических» песен Денис Давыдов не знал себе равных. Он был настолько самобытен, что подражать ему было невозможно. Правда, нужно отметить, что военно-любовная лирика Давыдова вызвала несколько попыток. Так, пробовал себя в этой области К.Н. Батюшков, написав свое: «Гусар на саблю опираясь», но Пушкин, так любивший его поэзию, отрицательно отнесся к этому стихотворению: «Цирлих-манирлих. С Д. Давыдовым не должно и спорить».

Денис Давыдов писал по вдохновению и где придется - в госпиталях, во время дежурств и даже в эскадронных конюшнях. И пусть критики отмечали в его произведениях «нерадивость в отделке» (А. Бестужев-Марлинский), но меткость, яркость, точность, отточенность выражений, полная искренность чувства - эти черты отличают поэзию Давыдова, и его «гусарщину», и его элегии.

«Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Удивительный, кипучий

И воинственно-летучий

И разгульно-удалой»

Так обращается к Давыдову Н.М. Языков.

Оригинальность поэзии Давыдова - это прежде всего его слог, «быстрый, картинный, внезапный» (А.А. Бестужев-Марлинский):

...гулять не время!

К коням, брат, и ногу в стремя,

Саблю вон - и в сечу!»

«Бурцову», 1804

Столь же быстр и неожиданен у Дениса Давыдова переход от одного ритма к другому:

Конь кипит под седоком,

Сабля свищет, враг валится…

Бой умолк, и вечерком

Снова ковшик шевелится.

«Песня старого гусара», 1817

Читателю XIX века, воспитанному на поэзии сентименталистов, конечно, было трудно сразу понять и принять нового лирического героя - лихого гусара, да и сам язык - язык «презренной», обыденной жизни; просторечия, которые так легко вошли в поэтический язык Давыдова («кобенясь умирает» - и это о трагическом герое; «горло драли» и т.д.)

Язык Дениса Давыдова резко отличался от поэтического языка двух крупнейших поэтов того времени В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, вступивших на литературное поприще вместе с Д. Давыдовым. Поэзия Давыдова шла вразрез с устанавливаемыми поэзией Жуковского и Батюшкова принципами гармонии, и внешний эффект произведений поэта-гусара, как это уже было отмечено критиками, часто заключался именно в дисгармонии стоявших рядом слов и выражений: «И Дибич красотой людей перепугал», «И крестятся ведьмы, и тошно чертям»; «Подавай лохань златую».

Пользуясь этим приемом, Денис Давыдов создает одно из лучших своих стихотворений «Поэтическая женщина» (1816) :

Что она? - Порыв, смятенье,

И холодность, и восторг,

И отпор, и увлеченье

Смех и слезы, черт и бог,

Пыл полуденного лета,

Урагана красота…

И эти словесные и интонационные контрасты исследователи с полным правом считают открытием Дениса Давыдова.

Будь, гусар, век пьян и сыт!..

В мирных днях не унывай

И в боях качай-валяй!

Жизнь летит: не осрамися,

Не проспи ее полет…

«Гусарский пир», 1804

Эти приемы Давыдов переносит и в другие, позднейшие свои произведения.

Уже в ранних посланиях, обращенных к Бурцову, Давыдову удалось создать яркий, конкретный и вместе с тем обобщенный образ «лихого гусара», - «еры и забияки», отважного рубаки на «ухарском коне», презирающего низкопоклонство и лесть, трусость и слабодушие. Рядом с ним «поэт-герой», поэт-воин под стать «лихому гусару», и он был настолько ярок и автобиографичен, что для многих поколений читателей был неотделим от самого Д. Давыдова. Во многочисленных посланиях, адресованных ему, мы видим тот же образ «певца-героя» с устойчивыми портретными чертами («черноусый молодец», «усач», «бородинский бородач», «боец чернокудрявый с белым локоном на лбу», «с кудрявой, смуглой бородой» и др.).

Но «лихого гусара» и «поэта-героя» объединяют не только личное мужество, честность и искренность, они - пламенные патриоты:

За тебя на чорта рад,

Наша матушка Россия!

И пусть в мирное время они, как и настоящие гусары:

…Все мертвецки

Пьют и, преклоняясь челом,

Засыпают молодецки.

Но едва проглянет день,

Каждый по полю порхает:

Кивер зверски набекрень,

Ментик с вихрями играет.

«Песня старого гусара», 1817

Но если настанет година испытаний:

Но коль враг ожесточенный

Нам дерзнет противустать,

Первый долг мой, долг священный -

Вновь за родину восстать;

Друг твой в поле появится,

Еще саблею блеснет,

Или в лаврах возвратится,

Иль на лаврах мертв падет!

«Элегия IV», 1816

Патриотическая тема борьбы с врагом, борьбы за освобождение родины резко акцентируется в «гусарских» стихах Дениса Давыдова; и они выходят из узких рамок сугубо интимной лирики, тем самым расширяя смысл и значение «гусарщины».

- один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания.

Главный признак любого стихотворного послания - наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт. Важность этого признака обусловлена тем, что содержание и стиль послания напрямую зависят от общественного положения и характера того лица, кому адресовано стихотворение.

Адресат послания может быть лицом обобщенным, даже если у него есть реальный «прототип». В этом случае поэту важно не то, что его послание «дойдет» до конкретного человека, а сама адресация поэтического текста. Адресат задает темы размышлений и сам становится воображаемым участником диалога, ведь поэт учитывает его возможную реакцию: одобрение или несогласие, возражения. Послание в этом случае превращается из лирического монолога в диалог, спор с незримым собеседником. В таких стихотворениях могут быть высказаны мысли и оценки, касающиеся самых различных общественных, философских, литературных проблем. Иногда присутствие адресата словно подталкивает поэта

к обширному монологу, в котором он выражает свои представления о жизни.

Например, у Пушкина, кроме многочисленных стихотворных посланий к друзьям (И.И.Пущину, П.Я.Чаадаеву, П.П.Каверину, Ф.Ф.Юрьеву и др.), есть послания, смысл которых шире обращения к конкретному лицу. Таковы «Послание цензору», «Второе послание цензору», послание «К вельможе». Посланием является стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...». Содержание и тон этих посланий зависят от адресатов. Но каждое из этих произведений по сути является программным выступлением поэта. Их смысл выходит за рамки общественного положения или литературной позиции адресатов.

Поэты могли обращаться и к богам, героям, историческим деятелям прошлого. «Адресатами» иногда становились животные («Собаке Качалова» С.А.Есенина) и неодушевленные предметы (например, у Пушкина есть послание «К моей чернильнице»). В этих случаях адресат превращался в условность, становился просто поводом для выражения мыслей и чувств поэта.

От других типов посланий дружеские стихотворные послания отличает ряд особенностей. Прежде всего они обращены к друзьям, что определяет их «домашний» характер. В эпоху романтизма этот жанр был близок к дружескому письму. Стихотворные послания связывали поэзию и быт. Они сами легко становились фактами быта, составной частью дружеского общения, непринужденного, свободного от условностей и правил. Многие послания читались в кругу друзей, на дружеских пирушках, в литературных кружках. Появлялись ответные послания, иногда возникала целая дружеская переписка в стихах.

В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие «друзья единых муз» в 1810-е - 1830-е

гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский. Этот жанр оказался актуальным и для поэтов «серебряного века» - символистов и акмеистов.

Дружеское послание - свободный, неканонический жанр. Оно легко вмещает самое различное содержание - от дружеского подтрунивания до серьезных размышлений на общественные или философские темы (пушкинские послания к Чаадаеву). Дружеское послание часто становилось жанровой формой для элегии, застольной песни, легкого назидания, шутливого панегирика или иронической притчи.

Интимность, даже некоторая «зашифрованность» дружеских посланий, не предназначавшихся для широкой публики, предполагали свободу от языковых канонов. В стихотворениях, обращенных к близким друзьям, нередко использовались слова «непоэтические» , разговорные и даже грубые, неудобные для печати. В этом отношении послания близки бытовому острословию.

Стилевой мир дружеских посланий, созданных русскими поэтами, богат и разнообразен. Этот жанр в 1810-е - 1820-е гг. можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных жанров романтической лирики. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений.

Жанр послания в лирике А.С.Пушкина

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).

В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.

В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор «на равных». Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.

Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание "К Чаадаеву".

Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – "В стране, где я забыл тревоги прежних лет. ", в 1824-м – "К чему холодные сомненья. ".

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул;

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным плутом зрит себя;

Лишь я, судьбе во всем послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один.

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора;

Друзья! немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешенья

Не променял я на шишак,

Пока ленивому возможно,

Не опасаясь грозных бед,

Еще рукой неосторожной

В июле распахнуть жилет.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья, –

Что было и не будет вновь.

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла. но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О милый, вечен он!

*В альбом Пущину (1817 г.) – при жизни Пушкина не печаталось. Написано незадолго до окончания Лицея. (см. об И.И.Пущине).

Похожие статьи