Налоговая политика рф современном этапе. Основные направления налоговой политики рф на современном этапе. Особенности налоговой политики

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект)

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.

Кроме того, налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.

При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе

Введение

2. Методы налоговой политики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

В условиях финансово-экономического кризиса перед Правительством РФ стоит очень тяжелая в решении задача - как скорректировать механизмы налоговой политики страны на 2016 и последующие годы? С одной стороны, требуется увеличить доходы бюджетной системы РФ (или хотя бы компенсировать выпадающие нефтегазовые поступления), а с другой - любое незначительное увеличение налоговой нагрузки может вызвать резкую негативную реакцию бизнеса, спровоцировать его свертывание и вывод капиталов за рубеж.

Важнейшим направлением налоговой политики страны остается обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Актуальность темы работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель работы - изучить теоретические аспекты налоговой политики, а также определить основные направления и механизмы реализации налоговой политики в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Изучить понятие и сущность налоговой политики;

Рассмотреть методы налоговой политики;

Проанализировать налоговую политику РФ на 2016-2018 гг.

1. Понятие и сущность налоговой политики

Налоговая политика является важной составляющей социально-экономической политики государства. Термин «налоговая политика» получил широкое распространение в современной политической, экономической и социальной сферах. Тем не менее законодательство РФ термин «налоговая политика» практически не употребляет, как и не раскрывает его содержание.

В.Г. Пансков считает, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов .

По мнению М.В. Карпа налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны .

На наш взгляд, налоговая политика - это комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов с целью реализации основных направлений социально-экономического развития.

Цель налоговой политики не является чем-то застывшим и неподвижным. Она формируется под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуации в стране и регионе, расстановка социально-политических сил в обществе.

Субъектами налоговой политики выступают:

Государственной - Российская Федерация;

Региональной - субъекты РФ (республики в составе РФ, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург);

Муниципальной - города, районы, районы в городах.

Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают:

1. Научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук.

Специфики конкретных исторических внешних и внутренних условий;

Географического положения;

Реальных экономических возможностей государства.

3. Изучение генезиса налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны.

4. Учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики.

5. Использование многовариантных расчетов при выработке концепции налоговой политики и предвидение возможных положительных и отрицательных последствий наложения соответствующих налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов . налоговый финансовый доход бюджетный

К целям налоговой политики относятся:

1) обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и малого предпринимательства;

3) обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, а также проблемы экономического развития страны.

Рассматривая место налоговой политики в иерархии методов государственного управления экономикой, следует учитывать ее подчиненное положение по отношению к общеэкономической, финансовой и бюджетной политике, составной частью которых она является. Направления налоговой политики определяются в зависимости от состояния экономики. Однако налоговая политика может самостоятельно воздействовать на производственные отношения, подавляя или развивая их в зависимости от характера реализуемых государством мер.

Содержание налоговой политики делится на стратегические и тактические направления. Стратегия налогообложения обосновывает пути совершенствования налоговой системы и механизма управления последней исходя из приоритетов экономической и социальной политики государства, определяет прогноз вероятных изменений уровня налоговых поступлений с учетом перспектив развития экономики и рыночной конъюнктуры. Тактическое направление предполагает разработку основных форм реализации стратегических задач государства и их практическое воплощение в существующей налоговой системе. Помимо этого, предполагается оперативное изменение условий обложения (ставок, льгот, порядка и сроков уплаты и др. элементов налога) в соответствии с необходимыми корректировками экономического курса, проводимого правительством .

Налоговая политика может приобретать различные формы, среди которых многие исследователи выделяют три основных (в зависимости от поставленных государством целей фискального регулирования):

1. Политика максимальных налогов характеризуется увеличением числа налогов, ростом налоговых ставок, сокращением налоговых льгот. Целью таких мер является наращивание массы налоговых поступлений. Однако жесткие условия налогообложения могут спровоцировать вместо ожидаемого прироста государственных доходов, их сокращение в связи со свертыванием производства и отсутствием заинтересованности в его развитии, а также уклонением от уплаты налогов.

2. Политика экономического развития предполагает сокращение налогового пресса для предпринимателей при снижении уровня расходов государства, прежде всего социальных программ. Негативным следствием такой политики является то, что сокращение расходов социальной направленности при этом не всегда компенсируется расширением предпринимательской активности.

3. «Смешанная» политика сочетает в себе предыдущие формы, обеспечивая высокий уровень налогов, направляемых на реализацию социальных гарантий. В качестве недостатка такого подхода можно выделить провокацию инфляционных тенденций.

Рассматривая налоги как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики, А.В. Аронов и В.А. Кашин выделяют две модели налоговой политики: либерально-ограниченную и социально-нагруженную .

Первая модель призвана реализовать такие политические приоритеты, как наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки, рост доходов населения за счет частной инициативы граждан. Соответственно, в рамках данной модели строго соблюдается предельный уровень налоговых изъятий, предоставляются широкие инвестиционные льготы, ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Это, однако, влечет снижение социальных льгот и гарантий, а позитивными результатами подобной политики признаются стабильность национальной валюты, экспорт труда, ограничение роста внешнего долга. Подобную политику проводят в настоящее время страны Юго-Восточной Азии, Индия, Китай, Бразилия, Мексика и ряд других государств, стремящихся обеспечить интенсивный рост своей экономики.

Вторая модель призвана способствовать реализации таких приоритетных задач, как поддержание потребительского спроса, высокой доли экспорта, экспансии финансового капитала, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов, проведение структурной политики. Соответственно, инструментами налоговой политики в данной модели будут выступать высокие налоговые ставки, прежде всего по социальным налогам, устранение налоговых препятствий для миграции капиталов, применение НДС. Она характерна для развитых государств, ориентированных на защиту и расширение достигнутого уровня конкурентоспособности национальной экономики и поддерживающих высокий уровень социальных гарантий.

Необходимо отметить условность любого подобного выделения моделей (типов) налоговой политики, поскольку отрицательные свойства каждого из возможных вариантов вынуждают правительства изменять ее направление с учетом комплекса существенных экономических и политических факторов, а нередко и сочетать различные формы с целью получения наиболее приемлемого результата.

2. Методы осуществления налоговой политики

Для эффективной реализации налоговой политики на государственном уровне должны выполняться следующие условия:

Формирование и постановка целей с конкретизацией приоритетных задач на текущий календарный год и на перспективу (от 2 до 5 лет);

Определение оптимальных направлений для достижения поставленных целей и задач, разработка форм и методов организации налоговых отношений;

Планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;

Подбор высококвалифицированных кадров;

Осуществление налогового анализа и контроля по итогам выполнения бюджетных заданий для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.

Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Налоговая политика, как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления, способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование .

Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов Российской Федерации, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится ими посредством методов:

Управления;

Информирования;

Воспитания;

Консультирования;

Льготирования;

Контролирования;

Принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики. Так, Министерство финансов России разрабатывает совместно с Федеральной налоговой службой России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ.

В настоящее время ФНС России имеет следующую структуру:

Центральный аппарат ФНС (26 управлений)

Управление ФНС России по субъектам РФ;

Межрайонные инспекции (МРИ) ФНС по субъекту РФ;

Территориальные инспекции;

Межрегиональные инспекции (МИ) по крупнейшим налогоплательщикам;

Межрегиональные инспекции (МИ) по централизованной обработке данных;

Прочие структуры:

главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС (ГНИВЦ);

государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРАНС);

5 учебно-методических центров;

печатные издания: «Российский налоговый курьер», налоговая практика.

В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование - деятельность финансовых органов по представлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

3. Налоговая политика РФ на 2016-2018 гг.

На сегодняшний день в России действует документ в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» . Материалы Основных направлений налоговой политики учитываются как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи. Такой подход не только соответствует общемировой практике, но и после вступления в силу изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в 2008 году, позволяет покупателю получить право на вычет суммы НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Очевидно, что отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Однако такое решение (отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей) сопровождается ухудшением положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года. В противном случае в цепочке уплаты НДС и принятия его к вычету возникнет разрыв, который приведет к нарушению нейтральности налога и бюджетным потерям.

Необходимо вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов. В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов .

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения. Для России такие внешние вызовы усугубляются введенными санкциями, необходимостью мобилизовать ресурсы для существования в имеющемся экономическом окружении.

Как следствие этих вызовов Россия активно участвует в реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting - BEPS (ОЭСР/G20)) (План BEPS), который был одобрен главами государств и правительств «Группы двадцати» в сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2016-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков .

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Заключение

На современном этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев финансовой политики, регулирующим экономические процессы в обществе. Она представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач.

В ходе исследования выявлено, что налоговая политика - это комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Под налоговой политикой понимается также совокупность правовых действий органов власти и управления, определяющая направленное применение налоговых законов.

Основные задачи налоговой политики сформулированы следующим образом:

Нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;

Обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства;

Ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов;

Стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды;

Нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.

Важнейшим направлением налоговой политики страны остается обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. Также приоритетным и последовательно реализуемым направлением налоговой политики РФ является борьба с массовым вывозом капиталов за рубеж и выведением налоговой базы из-под налогообложения в РФ.

Одной из новых мер по стимулированию предпринимательской активности и налоговому «оформлению» малым предпринимательством отношений с государством стало введение «налоговых каникул» для малого бизнеса в 2015-2018 гг.

Правильно выбранная и организованная налоговая политика позволяет справиться с поставленными целями и задачами государства.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. - N31. -1998, ст. 3824.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2012. - 304с.

4. Гринкевич Л.С. «Налоговый маневр», деофшоризация экономики и другие направления современной налоговой политики России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. №1 (29)

5. Залибекова Д.З. Правовые формы и методы осуществления налоговой политики в РФ // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №12

6. Карп М.В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М., 2013. - 352с.

7. Марчева И.А. Налоги и налогообложение: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 122 с.

8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М., 2010. - 244с.

10. Поролло Е.В., Казаков В.В. Налоговая политика и её влияние на общественное развитие // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №4. - С.288-290

11. Сердюков А.Э. Формирование и реализация налоговой политики современной России. СПб., 2006. - 268с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоговая политика Российской Федерации. Налоговая политика государства, ее цели и методы. Направление налогообложения, налоговое бремя и налоговая нагрузка. Состояние, направления и перспективы налоговой политики. Налоговая политика по городу Ставрополю.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Сущность и принципы налогообложения. Налоговая политика государства. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации. Налоговая политика и оздоровление экономики.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития. Задачи и функции бюджетной политики. Анализ современной бюджетной политики Российской Федерации в области доходов. Основные направления совершенствования бюджетной политики России.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2010

    Показатели состояния и критерии оценки налоговой системы. Налоговая нагрузка предприятия. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в сфере акцизного налогообложения, налога на доходы физических лиц, специальных налоговых режимов.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Понятие, основные признаки и функции налогов. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации. Анализ методов построения и нормативного закрепления налогов и сборов, налогового администрирования. Основные направления налоговой политики.

    презентация , добавлен 23.07.2015

    Налоговая политика России после мирового финансового кризиса 2008 года. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Совершенствование налогообложения торговой деятельности и недвижимого имущества организаций.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2016

    Изучение налоговой политики как составляющей всей социально-экономической политики государства. Изучение современной финансовой системы Российской Федерации. Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую внесению в бюджет за налоговый период.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2014

    Сущность, цели, модели фискальной политики. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы. Анализ динамики расходов федерального бюджета.

    реферат , добавлен 06.12.2013

    Элементы финансовой политики: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе. Совершенствование системы управления государственным имуществом.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Понятие и сущность бюджетной политики, ее роль в развитии государства. Государственный бюджет и его функции в финансовой системе. Особенности бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе: основные социально-экономические результаты.

Введение.

2. Сущность и функции налогов.

3. Налоговая политика государства.

3.1 Сущность и значение налоговой политики.

3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.

3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

4. Налоговая система России.

Заключение.

Список литература.

Введение.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

1. Развитие налогообложения в России.

Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.

В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержания князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог . Для определения размера дани периодически проводились переписи населения.

Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие – платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины.

Весьма интересный и драматичный период в истории российский налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа.

В период царствования Екатерины 2 проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра 3.

Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е годы, он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.

2. Сущность и функции налогов.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.

Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

3.1. Сущность и значение налоговой политики.

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

Обеспечению государства финансовыми ресурсами;

Созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

Сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики .

Первый тип политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

3.2. Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Становление рыночных отношений в РФ требует проведения экономически обоснованной и стратегически ориентированной налоговой политики, которая создаст условия для обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения полномасштабных иностранных инвестиций.

Налоговая реформа в РФ началась принятием первой части Налогового кодекса (НК) РФ (введена в действие с 1 января 1999 г.). Эта часть НК РФ заложила правовой фундамент налоговых отношений, определила основы процесса налогообложения. Завершится реформирование налоговой системы РФ только после принятия второй (специальной) части НК РФ (в полном объеме), которая состоит из четырех разделов и раскрывает процедуру налогообложения. Так, в первом разделе "Федеральные налоги" детально освещается конкретный порядок исчисления и взимания федеральных налогов, обязательных на всей территории РФ. Второй и третий разделы "Региональные налоги" и "Местные налоги" определяют общие принципы и правила налогообложения по региональным и местным налогам. Устанавливаются основные субъекты налоговых правоотношений, налогооблагаемая база, максимальные ставки, льготы, предусмотренные на федеральном уровне. Конкретный порядок исчисления и взимания, а также введения тех или иных региональных и местных налогов будет устанавливаться законодательными актами соответствующих органов власти и управления. Четвертый раздел "Специальные налоговые режимы" устанавливает возможность применения особого механизма налогообложения (в добровольном или обязательном порядке) для предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности налога; перевода сельскохозяйственных производителей на уплату единого налога. Таким образом, НК РФ должен стать всеобъемлющим документом, полностью определяющим отношения государства и налогоплательщиков, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, устраняющим ее недостатки. Он призван решить следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
  • усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
  • ослабление общего налогового прессинга (до 32,4 % ВВП) на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, постепенного снижения ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа (до 28), а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
  • обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов. Для этого требуется наделение органов, обеспечивающих контроль за сбором налогов и сборов, необходимыми полномочиями и инструментами, позволяющими обеспечить эффективный контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками;
  • совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Вопросы совершенствования налоговой системы РФ постоянно находятся в поле зрения исполнительных и законодательных органов власти.

Так, в разработанной Правительством РФ Программе социально-экономического развития России на среднесрочный период предусмотрено в качестве одного из основных направлений эволюционное реформирование налоговой системы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной ролью налогов. Главные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Основными направлениями налоговой политики РФ на среднесрочный период, согласно Программе Правительства, являются следующие:

1) совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придание налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организации и потребителей, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет:

Реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов (прежде всего "оборотных" налогов), в частности:

а) отмены налога с продаж, на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;

б) повышения бюджетообразующего значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов; введения налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой;

в) перехода после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;

г) введения системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;

д) расширения круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

е) введения налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр, модифицированного порядка уплаты налогов для сельскохозяйственных производителей, малых предприятий, а также особых экономических зон;

Придания налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм;

Пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств;

2) совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

3) установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение теневых экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Актуальным вопросом является способность налоговой системы обеспечить доходы федерального, региональных и местных бюджетов гарантированными налоговыми источниками. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных, местных налогов и сборов препятствует созданию несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что способствует сохранению единого Российского государства.

Основная часть доходов консолидированного бюджета в настоящее время формируется за счет поступлений от федеральных налогов. Эти налоги и впредь должны остаться в качестве основных источников формирования доходной части бюджетов всех уровней. Однако в порядок исчисления и взимания каждого из них должны быть в большей или меньшей степени внесены изменения, направленные прежде всего на приведение их в соответствие с экономическим содержанием и исключение имеющихся по ним искажений и перекосов.

Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования, что находится в прямой зависимости от материального обеспечения налоговых органов и технического их оснащения.

В области налоговых правоотношений важное значение имеет усиление правил администрирования налоговых изъятий.

Принципы налогового администрирования должны быть направлены на максимально возможный сбор налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков.

Актуальной задачей является изменение организационной структуры налоговой администрации: укрупнение инспекций Федеральной налоговой службы РФ, создание федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность на всей территории России.

Среди мер модернизации налоговых органов важное значение имеет развитие информационных технологий, одним из направлений которого является образование центров обработки данных (ЦОД), в которых будет производиться централизация информации региона, а в будущем и межрегиональной информации. Главная цель ЦОД - создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников. Это позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков, оптимизировать выбор объектов при проведении контрольной работы.

Среди мер по совершенствованию техники налогового администрирования следует выделить следующие группы:

1) борьба с противозаконным уклонением от налогов, осуществляемым в том числе путем проведения ряда хозяйственных операций наличными деньгами, не учитываемыми в официальной бухгалтерии. Ужесточение контроля за налогоплательщиками путем обязательного присвоения организациям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков, регистрации реального места деятельности плательщика. Усиление контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их потока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет (обеспечение достаточной частоты проверок, соблюдения правил торговли и использования контрольно-кассовых аппаратов). Ужесточение нормативной базы, регламентирующей деятельность банковской системы, направленную на борьбу с открытием счетов без уведомления налоговой службы, с фиктивными банковскими депозитами;

2) расширение перечня случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки, исходя из рыночных цен, одновременно сузив произвол налоговых чиновников при определении уровня применимой рыночной цены;

3) дифференциация способа взыскания налоговой задолженности в зависимости от того, исчислена ли сумма задолженности самим налогоплательщиком или налоговыми органами по итогам проверки. В первом случае основная сумма налоговой задолженности и пени могут взыскиваться за счет имущества налогоплательщика в бесспорном порядке. Если налоговая задолженность исчислена по результатам проверки, то следует запретить ее бесспорное взыскание за счет имущества налогоплательщика до истечения месячного срока для обжалования требования об уплате налога. В то же время действующий судебный порядок взыскания штрафов за нарушения налогового законодательства излишне обременителен для налоговых органов и судебной системы. Взимание штрафа должно производиться в судебном порядке, только если налогоплательщик обжаловал требование о его уплате;

4) внедрение системы автоматической индексации всех параметров налоговой системы на основе использования условной расчетной единицы в целях налогообложения;

5) упрощение системы бухгалтерского учета, его приведение в вид, максимально близкий к международным стандартам;

6) в целях исключения необоснованных потерь налоговых поступлений и повышения нейтральности налогового законодательства - сужение перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств и запрещение региональным и местным органам власти расширять этот перечень;

7) в целях упрощения производства по делу о налоговом правонарушении - отказ от деления правонарушений на умышленные и неосторожные, так как возможность снижения размера ответственности по таким субъективным основаниям, как форма вины, создает почву для коррупции;

8) обособление в структуре налоговых органов подразделений, специализирующихся на рассмотрении налоговых споров;

9) либерализация правила о порядке зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов;

10) создание общей базы данных таможенных и налоговых органов в отношении контроля схемы "импортер - декларант - продавец - покупатель".

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков.

Похожие статьи