Сценарий "фестиваль внеурочной деятельности". Сценарий внеурочного занятия (проектной деятельности) «Работаем вместе Сценарий внеурочного занятия в начальной школе

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углублённым изучением отдельных предметов

Сценарий

занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

Учитель : Панькина Ольга Федоровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

СОТ: технология критического мышления через чтение и письмо

Тема занятия . Вежливость

Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с понятием «вежливость»;

    вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;

    познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Воспитательные:

    воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, интерес к предмету.

Развивающие:

    развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность;

    развивать умение сотрудничать, помогать другу, умение учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах;

Формирование УУД.

Познавательные УУД

    Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

    Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формируем общее представление о моральных нормах поведении

Коммуникативные УУД

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование: на стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», выставка книг на тему вежливости, памятки для детей, правила вежливости, правила вежливой беседы, фото, иллюстрации по теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    Учитель читает стихи

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель показывает фото (слайды) о вежливости

1.Какая тема нашего урока?

2 Прием «Кластер». Составление кластера по теме «Вежливость» в форме групповой работы.

3.Напишите ключевое слово в середине рабочего листа. Начните записывать слова, которые возникают у вас в связи с данной темой. По мере того, как возникают идеи, записывайте их и начинайте устанавливать связи между ними. Выпишите столько идей, сколько придет на ум, пока не будут исчерпаны все.

4. Запомните правила составления кластера:

записывайте все идеи, которые приходят на ум;

не переставать писать, пока идеи не иссякнут;

если ваши идеи иссякли, порисуйте на листе бумаги, пока не появятся новые.

    Прием. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...». Вы обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - «

    Верите ли вы, что вежливость – это соблюдение правил приличия?

    Верите ли вы, что есть такое слова «вежа»?

    Верите ли вы, что вежливый человек - это хороший человек?

    Верите ли вы, что невежливых людей больше, чем вежливых?

    Верите ли вы что, вежливым человеком стать очень трудно?

    Верите ли вы, что вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение?

    Верите ли вы, что невежливое слово может обидеть человека?

Учащиеся «вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что знают?

Что думают?

Учащиеся проводят составление кластера в группах

Учащиеся обмениваются своими идеями друг с другом, поговаривая все связи полными предложениями.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученики заполняют таблицу

Стадия осмысления

    Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Индивидуальная работа.

Самостоятельное чтение статьи.

Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

Эту информацию знал, знаю, вспомнил;

Это новая для меня информация;

Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

Учитель:

    Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

2) Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)

Работа в парах.

Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Хочу узнать

Ребята работают с текстами, тексты находятся в защитных файлах, на них можно писать маркерами, делать пометки, маркер затем удаляется.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вопросы из учебника отвечают на вопросы друг друга.

Ученик читает.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»! скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Дети заполняют таблицу, в которой пишут, что они знали по этой теме сами, что узнали нового, что ещё хотят узнать.

Стадия рефлек сии

«Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на тему «Вежливость» по одному предложению

Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится. Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено. До свидания, до новых встреч!

Спасибо за урок!

Учащиеся составляют синквейн

Вежливость

Нужная, важная

Спасает, хорошеет, радует

Вежливость нужна людям.

Спасение

Вежливость

Добрая, необходимая.

Плачет, радует, помогает.

Она помогает всем людям.

Необходимость

Дети обобщают знания по изученной теме урока. «Вежливость». Они пишут письмо, каждый пишет по одному предложению.

Приложение к уроку

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

    Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

    Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

    Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

    Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

    Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

    Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

    Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.

    Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.

    Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

    Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

    На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Педагоги школы, осуществляя воспитание, опираются, конечно, на естественные силы развития, стараются ориентироваться на конечную цель воспитания, которая предполагает подготовку выпускника к вступлению в социум.

Задача воспитания в понимании воспитанника заключается в позитивном отношении ученика к требованиям воспитателя, в адекватном поведении выпускника, в умении общаться, интегрироваться в общество людей, принимающего его нормы, законы, мораль.

Одна из особенностей воспитания заключается в том, что любой поведенческий акт формируется медленно и с трудом. Первое условие его формирования - терпение взрослого человека, его такт. Акт является результатом объединенных усилий детей и воспитателей. Еще более затруднительным оказывается обобщение поведенческих актов, их перенос даже на аналогичную ситуацию, не говоря о другой, новой для ребенка ситуации. Его необходимо специально учить переносу прежних знаний, опыта на другие ситуации, которыми так богата жизнь. На спонтанность нельзя полагаться.

Педагогическая практика еще раз показывает, что словесная форма воспитания не очень эффективна. Словесные потоки лишь частично воспринимаются нашими подопечными. Часть слов скользит по поверхности сознания, другая часть проходит мимо ученика. Указанные особенности учителя, воспитатели должны учитывать в процессе подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий, занятий. Роль слова не отвергается, оно подкрепляется показом, упражнениями, действиями, моделированием разнообразных жизненных ситуаций, в которых учащиеся принимают активное участие. В доступное содержание, умеренное во всех отношениях, исключающее перегрузки количественного и качественного характера, включаются сюжетно-ролевые игры, диалогическая речь. Определенные требования предъявляются и к продолжителгности мероприятия, количеству его участников. Излишняя продолжительность негативно сказывается на качестве мероприятия, провоцирует усталость всех, потерю интереса к нему.

Педагоги должны стремиться к правильной реализации принципа наглядности, побуждающей детей к высказываниям, словесным реакциям. Каждое проведенное мероприятие утверждает что-то новое, расширяет границы познания, обеспечивает интеллектуальную активность. Включенные в него элементы новизны и соревнования, состязания делают его привлекательным. Все делается с учетом возможностей, способностей, интересов, склонностей, запросов детей, их возрастных, типологических особенностей.

В предлагаемых мероприятиях прослеживается познавательная, коррекционная, социальная, коммуникативная и, конечно, воспитательная направленность.

Воспитательную работу в классе необходимо вести непрерывно, систематически и последовательно, параллельно образовательному процессу, в соответствии с мероприятиями общешкольного плана воспитательной работы в классе по следующим направлениям: санитарно-гигиеническое, гражданско-патриотическое, правовое, экологическое, физическое, экономическое, нравственное, социально-бытовое, эстетическое. Каждое из них важно по- своему.

Представленные разработки внеклассных мероприятий из опыта работы педагогов нашего сайта, они прошли успешную апробацию, были приняты детьми и имели положительный отклик как учащихся, так и их родителей.

Хочется верить, что материалы пособия будут использованы и творчески реализованы коллегами.

Внеклассные мероприятия для младших школьников

Театральная постановка на тему: «Дед Мазай и зайцы»Описание материала: предлагаю вам театральную постановку на тему: «Дед Мазай и зайцы», с которой мы участвовали, когда я работала в клубе по месту жительства «Звёздочка» в конкурсе, организованном Управлением МЧС России по г. Краснокамску. Цель: привлечение внимания людей к проблеме наводнения. Задачи: 1. Показать на примере стихотворения «Дед Мазай и зайцы», что нужно делать при наводнении; 2. Обратить внимание на работу команды ЧС. Обору...

Игра - викторина по литературным произведениям для младших школьниковАвтор: Прокопенкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов. Место работы: МБОУ "СШ №17 им.Героя Российсской Федерации А.Б.Буханова", город Смоленск.Сценарий игры-викторины по прочитанным летом произведениям, 2 класс.Цели: расширение читательского кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к литературным произведениям. Этот сценарий будет полезен не только учителям начальных классов и педагогам дошкольного обр...

Экологическая беседа о лесном пожаре для учащихся начальной школыЦель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Задачи: - учить детей бережно относиться к родной природе. - прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; - развивать познавательный интерес к природе; - напомнить правила поведения при пожаре. Ход беседыПредстав...

Внеурочное занятие по английскому языку на тему «Игры с тренером» Класс: 2 Цель: познакомить учащихся с новой лексикой по теме: «Виды спорта». Задачи: - отработать произношение новых слов; - научить использовать новые слова в речи; - научить использовать фразу I can/ I cannot/ Can you?; - отработать диалог-расспрос. Форма: внеурочное занятие с элементами игры. Оборудование: компьютер, интерактивная игра, мяч, кроссворд. Ход занятия1. Вступление, мотивация. Hello, boys and girls! I a...

Внеурочное занятие по английскому языку во 2-ых классах.Классы: 2-ые(первый год обучения) Тема: еда и напитки. Цель: научить учащихся использовать новые слова по теме: «Еда» в устной монологической и диалогической речи. Задачи: - познакомить учащихся с новыми словами; - отработать произношение новых слов; - отработать фразу: “I like……”, “I don’t like….”, “Do you like…?” Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах. Методы: игровой, ИКТ. Оснащение: интерактивная...

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»Цель: учить детей бережно относиться к родной природе. Задачи: - заложить основу экологического воспитания; - прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; - приобщать детей к мировой культуре с учетом возрастных особенностей; - развивать память и мышление. * * * Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с д...

Заочная экскурсия для учащихся начальной школы «Улица Мира»Тип экскурсии – тематическая. Возраст: для уч-ся 1- 5кл. Продолжительность – 30 мин. Цель: - знакомство с улицей Мира города Волгограда. Объекты показа: ГДЮЦ, фонтан любви, НЭТ, памятник Александру Невскому, пл. Павших борцов, Главпочтамт, гостиницы «Волгоград», «Интурист», памятник ул.Мира, библиотека им. Горького, здание планетария. Маршрут экскурсии: Детско-юношеский центр, ул. Мира, пл...

Классный час по теме «Прекрасных профессий на свете не счесть – И каждой профессии слава и честь», 3 классСлайд 1 - начало Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас занятие, мы будем заниматься как индивидуально, так и группами. У нас три группы по количеству столов. Мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Тему нашего занятия мы узнаем, когда вы отгадаете загадки. Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте: Слайд 2 - пус...

Экологическая программа для школьников «Грибной День»Описание: Публикация знакомит с миром грибов и представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы, учителей биологии. Подборки стихов и загадок могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений для проведения мероприятий по экологии. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г....

Внеклассное мероприятие для детей 10-11 лет на тему: «Что такое опасность и как её избежать»Автор: Трубинова Ирина Викторовна, социальный педагог ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» Описание материала: предлагаю вам разработку игры на тему «Что такое опасность и как её избежать» для учащихся 4-5 класса с презентацией. Ребята часто попадают в сложные жизненные ситуации. В данной игре мы познакомимся, какие качества человека могут привести его в ловушку к злоумышленникам и как избежа...

Занятия для старших дошкольников и младших школьников «Вещества вокруг нас: крахмал»Описание материала: Цикл занятий по детскому экспериментированию для старших дошкольников (6-7 лет) и младших школьников (7-8 лет). Количество занятий, на которые может быть разделен материал, зависит от возраста и возможностей детей. В предлагаемом конспекте предложено деление на 3 занятия. Занятия по этой методике успешно опробованы с также с детьми 5 лет в рамках курса «Химия с мамой». Цель: формирование на...

Игра - викторина для учащихся 1-5 классов «Доброе лето»Цель: организация досуга и отдыха учащихся в летнем лагере Задачи: создание эмоционального радостного настроения, развитие памяти, развитие произвольного внимания, умения работать в коллективе,развитие творческих способностей Материал: 2 солнца из ватмана, 14 бумажных лучей, мяч Для викторины нужны 2 команды по 7 человекХод мероприятияУчитель: Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО, Наконец, спешит...

Практическое занятие «Гирлянда дружбы» Описание: занятие для детей от 6 лет и подростков. Включает в себя беседу, игру и практическую трудовую деятельность. Материал будет полезен классным руководителям, организаторам досуга, воспитателям, родителям, учителям ДПИ и технологии. Цель: формирование интереса к многообразию человеческой культуры, обычаев и традиций. Задачи: обогащать кругозор учащихся, развивать нравственные качества: патриотизм, толерантность. развивать готовность к пр...

Как на масляной неделе. Инсценировка для детей 6-9 летДанный материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Инсценировка "Как на масляной неделе" является фрагментом мероприятия "Масленица", которое организуется в нашей школе ежегодно в рамках внеурочной и общешкольной деятельности. Цель: приобщение детей к народным традициям. Задачи: - создание условий для гармоничного и целостного развит...

Занятие 2-3 Культура мышления

Задачи:

Регулятивные УУД:

Учить высказывать свое мнение, анализировать, видеть главное, делать обобщение;

Определять оптимальное соотношение цели и средств;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные УУД:

Развивать мышление учащихся;

Умение осуществлять поиск необходимой информации из разных источников,

Ориентироваться в системе имеющихся знаний;

Коммуникативные УУД:

Воспитывать культуру общения;

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

Разрешать и предотвращать конфликты;

Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли;

Умение понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;

Работать в группе в различных ролях (лидера, исполнителя, критика),

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами языка,

Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

Развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знании.

Учитель:

«Обучая других, обучаешься сам». Эта мудрая мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.

Кому из вас хочется рассказать о чем-то новом, интересном?

Обсуждение.

В этом году мы продолжим заниматься исследовательской деятельностью. При проведении учебных исследований сообщить об усвоенном важно не только тому, кто его слушает, но и в особенности тому, кто о нем рассказывает. Исследование - это процесс творческий, это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Но нужно помнить, что, прежде чем что-то делать, надо четко все осознавать, определить цель, составить план работы, то есть алгоритм действий.

Какие виды тем могут быть предметом исследовательской работы?

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.

Имперические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Какими могут быть темы детских исследований?

Ответы учащихся.

3. Практическая работа.

Задание 1. Найди возможную причину событий.

Трава во дворе пожелтела.

Обсуждение.

Друзья поссорились.

Обсуждение.

Вывод. Чтобы выявить причину события, надо внимательно прочитать вопрос (тезис), продумать ход рассуждения и найти правильный ответ. Если мы умеем размышлять, задавать вопросы, высказывать свое мнение, смело можем приступать к новой исследовательской работе.

Задание 2. Герой в моем воображении.

При выполнении исследовательских работ нужно уметь подмечать и выделять главное. Соответственно на этом нужно больше акцентировать свое внимание. Это еще один из примеров творческого воображения.

Расскажите о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы-Яги, Ивана-царевича, Кощея Бессмерт ного.

Задание 3. Неоконченный рассказ.

Учитель читает детям неоконченный рассказ.

Ребята играни в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился. Мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось...

Представьте, что вы милиционер, идущий мимо. Что вы скажете Сереже?

А что бы вы сказали, если бы были его другом (сестрой, бабушкой, родителями)?

4. Итог занятия.

Учитель:

Умение выделить главную мысль, найти факты, подтверждающие ее, определить цель, составить план работы - важнейшие качества, требующиеся при обработке материалов.

Этими качествами должен владеть каждый ученик, чтобы к концу года написать новую исследовательскую работу.

Домашнее задание: подумать над темой, по которой будете работать в этом году; приступить к сбору материала; обращаться за консультацией к взрослым; осуществлять поисковую работу с литературными источниками.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Коммунаровская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

Сценарий внеурочного занятия «Поговорим о доброте» по направлению «духовно – нравственное воспитание младших подростков»

Подготовила: Минченко Ирина Николаевна

Учитель основ православной культуры

Муниципального казённого

Общеобразовательного учреждения

«Коммунаровская средняя

Общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

2016 год

Цель: Дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств

Человека, воспитание культуры общения друг с другом, воспитание

Уважительного отношения к людям

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

Сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

Расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.

  • воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к людям, стремление помогать, радовать.
  • обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками

Оформление, оборудование:

Карточки с ситуациями;

Карточки с изображения сказочных героев

Слова пословиц

Изображение цветка у каждого обучающегося

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

Ученик 2 .

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.

Ученик 3.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других


Позабыть не дает.

Ученик 4

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей)

Тема нашего занятия «Поговорим о доброте»

Сегодня мы с вами будем говорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.

2. Основная часть Ребята, как вы думаете, что такое добро? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

1) Работа над значением слов

ДОБРО, ДОБРЫЙ, ДОБРОТА. Слайд – значение слов

Добро – нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.

Ребята, кто мне назовёт противоположное по смыслу слово к слову добро? (зло)

Как вы понимаете это слово?

Зло - предательство, зависть, жадность, ложь, злоречие, жажда мести.

А как вы думаете, какому человеку легче живётся и почему?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других. Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. У доброго человека и слова, и дела добрые.

Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.

Злой человек часто злится, завидует кому-то, обижается, он плохо спит, ест, может заболеть.

А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. Каждый кувшин изливает то, что содержит. Если сердце наполнено добром, то изливает добро, и наоборот.

Ребята, мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло (ответы детей)

2) Работа с пословицами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о добре? (дети зачитывают пословицы ).

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Про доброе дело говори смело.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

На добрый привет, добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Учитель: Ребята, а теперь давайте прочитаем пословицы, которые записаны на доске.

Ой, что случилось? Куда пропали слова из пословиц?

(появляется Злючка)

Злючка: Это я, злая колдунья Злючка спрятала от вас добрые слова. Я люблю превращать всех людей в злых, грубых, жадных. Я очень люблю, когда ребятишки дерутся, обижают друг друга и сплетничают. Ха-ха-ха!

Учитель

Ребята, помогите мне восстановить слова в пословицах.

– пословицы :

… дело и в воде не тонет.
… дела и после смерти живут.
Жизнь дана на … дела.
Мир не без … людей.

– Как вы думаете, почему Злючка украла именно эти слова? (дети высказывают свои мнения).

– Попробуем вежливо обратиться к словам, может они нам расскажут секрет Злючки.

– Слова, пожалуйста, повернитесь,
И что спрятано покажите!

Слова « поворачиваются» и появляется фраза : Злючка боится добрых слов.

– Так вот оно что!

Ученик

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожеланья "В добрый час"
Доброта - от века
Украшенье человека.

4. Игра в рифмы.

Учитель: Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

ученик 5

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!


ученик 6

Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

ученик 7

Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдёт.


ученик 8

Перед словом вежливым
Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

3) Игра «сказочный герой – добрый или злой?»

Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)

Ведущий:

Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она. Как волшебное лекарство, вылечит от многих болезней. Многие люди стремятся к добру и ненавидят зло. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно отвечать добром.

Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым?

Ученик 9


Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

10-й ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

11-й ученик:

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель:

Ребята, а вы совершаете добрые дела? Расскажите мне о своих добрых поступках.

Ведущий:

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки с описанием ситуации. Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

4) Разыгрывание ситуаций

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны (Ответы детей)

Ведущий

Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать

Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.

Ученик 12

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Ученик 13
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).

3.Заключение

Учитель: У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Звучит «Вальс» Шопена.

Под музыку дети на лепестках цветка записывают качества, которыми должен обладать добрый человек.

Человеческие качества: милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Ведущий

Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!

Учитель

Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за доброе отношение друг к другу.

Я хочу пожелать вам:

Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Помните:

Много славных дел ждет вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Песня «Если добрый ты» (исполняют обучающиеся).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

города Донецка Ростовской области

Сценарий по внеурочной деятельности

«Этика-азбука Добра»

Жить – добро творить


Составила:

Левинская Ирина Ивановна

учитель начальных классов


г.Донецк 2013

Цель урока: формирование нравственных качеств и развитиетворческого мышления.
Задачи: 1.Развивать способность видеть и создавать красоту, наглядно – образное мышление 2. Учить подбирать родственные слова; 3. Воспитывать у учащихся стремление творить добро с помощью слова.
Оборудование: кукла Добринка, берестяная шкатулка, карточки с буквами: Д, О, Б, Р, О; карточки с буквами: Д, О, (А), Л, О, Н, Ь, цветы сделанные ребятами на уроке технологии.
Музыкальное сопровождение: - песня «Мир всему, что живёт по законам Доброты».- песня « Если добрый ты…» из мультфильма « Кот Леопольд»
Ход урока: I. Организационный момент

Здравствуйте девочки и мальчики! Улыбнитесь, а теперь подарите свою улыбку окружающим. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. (Слайд 1)

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О каком же качестве пойдёт речь? (добре)

Да, тема урока «Жить – добро творить». (Слайд 2) В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Какого человека мы называем добрым? (который помогает, любит природу, людей). Человек может быть очень маленьким. А СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ в нём может быть очень большое. Послушаем отрывок из песни «Если добрый ты…» (Слайд 3)

Хоровая речевая разминка. (Слайд 4)

Чистоговорка: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.


III. Основная часть 1. -Сегодня к нам на занятие пришла Добринка. От какого слова произошло её имя? (Слайд 5) - Правильно, это – Добро! Добро, как свет, с ним в человеке, как в цветке, расцветает всё лучшее. А знаете ли вы, ребята, что буква «Д» в русской азбуке означала: «добро, хорошая пора».

2. Имена.

А в русском языке есть ещё имена, имеющие в себе два слова, где первым является «добро». Знаете ли вы такие имена?

Добролюба, Доброслав, Доброслава, Добромир, Добрыня. (Слайд № 6,7)

3. Добрые слова.

Какие слова мы называем добрыми? Назовите добрые слова. Эти слова мы говорим для себя или для других людей?


4. Разучивание стихотворения. (Слайд №8)

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.


5. Размышляем над мудростью. (Слайд №9)


- Соедините начало с окончанием пословицы

Худо тому,… …добром платят

За добро… …украшает человека

Добро… …кто добра не делает никому

6. Беседа о добрых делах.

Какие дела можно назвать добрыми?


7. Из истории слова ЛАДОНЬ (Слайд № 10)

- «ДОЛОНЬ»,

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы его значение?

Это очень древнее слово, которое сейчас мы забыли. Обозначает оно часть руки. Какую?

Ладонь! «ЛАДОНЬ». О поменялась на А. (Слайд № 11)

Слово ладонь начинается с трёх букв ЛАД. Что означает слово ЛАД? (ответы детей).

Конечно, лад – согласие, когда все живут хорошо, дружно.

Покажите ваши ладошки. Наши пальчики тоже дружат друг с другом. Они помогают нам выполнять различную работу.

Вернёмся к старинному русскому названию ладони – ДОЛОНЬ. Оно начинается со слова ДОЛ. Что такое ДОЛ? – Долина. Почему человеческая рука сравнивается с долиной? (предположения детей). (Слайд № 12)

А сейчас мы с вами попадём на волшебную долину – полянку. Мы прочитаем интересную заметку «Полянка – ладошка», которая была напечатана в газете «Добрята» (№8, 2006г.)

Однажды мы попали на полянку дружбы. На этой полянке все помогали друг другу, никто не ругался, не обижал друг друга. Там всегда светило солнышко. Полянка была похожа на ладошку, протянутую друг другу. На маленьком пальчике росли грибочки, на среднем пальчике цветочки, на указательном – ягодки, а на большом - ёлочка. Вот такая замечательная полянка дружбы! (Слайд № 13)

IV. Практическая работа (Слайд № 14)

- Обведите свою ладошку на листе альбома. Украсьте её рисунками цветов, грибочков, ёлочек (можно нарисовать солнышко, бабочку, радугу, птичек)

V. Завершение занятия - Давайте на доске сделаем выставку ваших работ. (Дети прикрепляют рисунки, звучит музыка).- Добринке очень захотелось погулять по такой радостной долине с такими добрыми ладошками. И когда она гуляла, увидела на тропинке написанную мудрость: «Награда за доброе дело в самом его свершении». (Слайд № 15). -Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)- Спасибо вам за добрые мысли и умные ответы! До свидания.Дети отвечают: «Спасибо Вам!» (Слайд №16, 17)
VI. Домашнее задание - Расскажите дома своей семье, что интересного вы узнали сегодня на уроке. Найдите поговорки и загадки о добре, чтобы прочитать их в классе для ребят.

Список используемых источников:

    Книга «Мысли о добре и зле» Святитель Николай Сербский
Издание 2012г. Д.В. Харченко
    Астрид Линдгрен «Сказочные повести о доброте и зле» Астрель, Полиграфиздат 2011г.
    Методическое пособие к рабочей тетради «Дорогою добра» по основам детской журналистики. Издательство «Твердыня», г.Томск 2011г.
    Образовательная программа «Служу Отечеству пером». Издательство «Твердыня», г.Томск 2008г.

Источники иллюстраций:
1. images.yandex.ru › доброта
2. images.yandex.ru › Добринка
3. images.yandex.ru › цветы

Похожие статьи